Экономика
00:23, 27 октября 2006

Битва за Китай Китай закупил рекордную партию самолетов Airbus

26 октября главы Франции и Китая подписали соглашение о поставках до 2012 года в КНР 170 самолетов компании Airbus. Этот рекордный по количеству проданных лайнеров контракт усилит позиции европейских авиастроителей на мировом рынке. Сделка позволит компании сократить отрыв от своего главного конкурента - американской корпорации Boeing.

Заключенная в Пекине сделка была очень важна для европейцев. Об этом свидетельствует тот факт, что уговаривать председателя КНР Ху Цзиньтао купить лайнеры прилетел президент Франции Жак Ширак. Церемония подписания проходила в Доме народных собраний Китая. Свои подписи под документом поставили глава Государственной авиационной экспортно-импортной корпорации Ли Хай (Li Hai) и президент Airbus Луи Галлуа (Louis Gallois).

В общей сложности в КНР будет поставлено 170 самолетов. Сначала Пекину продадут 150 самолетов A 320, затем в 2012 году - 20 авиалайнеров семейства A 350 XWB. Кроме того, в 2012 году в мегаполисе Тяньцзин предполагается наладить сборочное производство самолетов Airbus. Хотя сумма сделки пока не разглашается, понятно, что ее объем исчисляется десятками миллиардов долларов.

Airbus

Вот что представляют эти самолеты. A 320 вмещает 150 пассажиров, салон самолета разделен на эконом- и бизнес-класс. Машина оснащается двигателями CFM56-5 или IAE V2500. Дальность полета составляет до 5 500 километров. Этот авиалайнер является основным конкурентом американского Boeing 737.

Модель A 350 XWB должна появиться только в 2012 году. Согласно информации, размещенной на сайте компании Airbus, машина будет представлять собой широкофюзеляжный лайнер повышенной комфортности. Он должен меньше загрязнять окружающую среду и создавать меньше шума, чем современные лайнеры. Самолеты семейства A 350 способны взять на борт от 270 до 350 пассажиров. Лайнер сможет преодолевать до 13 900 километров без дозаправки.

"Тот факт, что все больше и больше авиакомпаний КНР выбирают самолеты Airbus, свидетельствует о том, что компания производит именно ту продукцию, которая востребована потребителями", - заявил президент Airbus Луи Галлуа.

Со своей стороны Ли Хай заявил, что заключенный договор является новой вехой в истории сотрудничества двух стран. "Мы считаем, что все больше наших авиакомпаний выберут в будущем новое поколение лайнеров семейства A 350 XWB", - подчеркнул председатель Китайской авиационной экспортно-импортной корпорации.

Судя по комментариям сторон, Китай и Франция заключили взаимовыгодное соглашение. Пекин ослабил позиции ведущей аэрокосмической корпорации США, а Париж получил дополнительное финансирование амбициозной программы Airbus по выпуску самолета-гиганта A 380, на пути выполнения которой постоянно возникают проблемы.

Дело в том, что стремясь сохранить лидерство на рынке самолетостроения, европейская авиакорпорация поспешила заключить как можно больше контрактов на поставку А 380. На сегодняшний день это самый большой самолет в мире, вмещающий до 550 пассажиров.

В большинстве аэропортов мира отсутствуют подходящие для самолета взлетно-посадочные полосы, график поставок необходимых для производства материалов не выполняется. В результате компания уже несколько раз объявляла о переносе сроков поставки клиентам своей новинки. Последний раз это произошло 3 октября. Тогда представители Airbus сообщили, что поставки отложат еще на 10 месяцев.

Boeing

Тем временем американские конкуренты, еще несколько лет назад удерживавшие лидирующие позиции на мировом рынке, не дремлют. Они подготовили свой ответ Европе, сделав ставку не на вместительность самолета, а на его экономичность. Плодом усилий конструкторов Boeing стала модель Dreamliner 787.

На борту лайнеров этого семейства смогут разместиться от 210 до 330 пассажиров. Дальность полета составит до 15,7 тысячи километров. При этом расход топлива будет на 20 процентов меньше, чем у самолета такого же класса и вместительности.

Однако у американцев тоже не все идет гладко. В конце октября стало известно, что Boeing не удалось уложиться в сумму, которая была выделена на разработку Dreamliner. В 2006-2007 году финансирование придется увеличить почти на полмиллиарда долларов. Причины этого схожи с проблемами европейцев. Корпорация испытывает трудности с поставками материалов, а также с соблюдением параметров при строительстве машины. В частности, вес Dreamliner 787 не соответствует заявленному ранее. Тем не менее, представители Boeing обещали не срывать сроки отправки новинки клиентам.

По состоянию на конец 2005 года китайские авиаперевозчики располагали парком из 542 самолета компании Boeing. При этом на долю Airbus приходилось 232 самолета. В 2006 году европейцы несколько улучшили свое положение, увеличив флот до 300 единиц. Последняя сделка делает планы компании по завоеванию половины рынка Китая все более реальными.

У Boeing и Airbus нет серьезных конкурентов на мировом рынке, а интересы двух компаний пересекаются не только в Китае. В 2005 году европейцы получили 1055 заказов на самолеты, а Boeing - 1002 заказа. Airbus обгоняет своего конкурента уже пятый год подряд. Правда, и Boeing делает все для победы - в том же 2005 году компания поставила рекорд по числу "чистых" заказов коммерческих самолетов (тех заказов, которые не отменили), более чем в три раза увеличив этот показатель по сравнению с прошлым годом.

В то же время, как заявляли представители КНР, в ближайшие 20 лет местные авиакомпании собираются приобрести более двух тысяч самолетов, истратив на них 183 миллиарда долларов. Так что главная битва за небо Китая еще впереди.

Андрей Филатов

< Назад в рубрику