Бывший СССР
00:25, 31 октября 2006

Латвийско-российская непроходимость На границе двух стран по-прежнему стоят многокилометровые пробки

Михаил Тищенко

В Лудзенском районе Латвии, расположенном на востоке страны, введено чрезвычайное положение. Этот режим касается автодорог А12 и А13, ведущих в направлении российской границы. Очереди на КПП Терехово - Бурачки и Гребнево - Убылинка, которые латвийским властям удалось немного "разгрузить" после рекордных заторов в августе 2006 года, увеличиваются, создавая проблемы как самим водителям и перевозчикам, так и местным жителям.

Недовольство местных властей вызывают как стихийные свалки на обочинах дорог, так и помехи для движения пассажирского транспорта, которые создают многокилометровые вереницы грузовиков. По словам главы Лудзенского районного совета Юриса Домбровскиса, компании, занимающиеся автобусными перевозками, отказываются работать в таких условиях.

После рекордного наплыва дальнобойщиков в середине августа (тогда в очереди на КПП Гребнево стояли более 500 машин, а на Терехово - более 900) латвийские власти в очередной раз попытались исправить ситуацию. Чиновники оплатили установку дополнительных туалетов и мусорных контейнеров, наладили выдачу талонов, закрепляющих за водителем место в очереди, а также пообещали пропускать скоропортящиеся товары в ускоренном порядке.

Латвийские предприниматели, со своей стороны, заявили, что могут сократить обе очереди сразу на несколько километров, построив у границы многофункциональные автостоянки, где помимо прочего разместятся гостиницы, столовые и склады. Однако при нынешних условиях подобные стоянки, вероятнее всего, будут пустовать, отмечает издание "Бизнес&Балтия".

Талоны, посредством которых таможня намерена защитить водителей от "дорожной мафии", спекулирующей местами в очереди, теряют силу при выезде из общего строя. Как пишет газета "Час", прежде, когда на дороге орудовала мафия, в ожидании очереди "народ сидел в кафе", а сегодня водители "почти не отходят от руля".

Мысль о том, чтобы пропускать скоропортящиеся грузы без очереди, выглядит привлекательно, однако эффект от ее применения ограничен. По словам главы пресс-службы латвийской погранохраны Даце Удре, система действует просто: в конце очереди на пунктах Терехово и Гребнево таможенник проверяет, какие фуры везут скоропортящиеся грузы, затем эти грузовики под конвоем полицейских машин отправляются на КПП, где их обслуживают вне очереди.

В реальности ситуация выглядит несколько иначе. По словам польского дальнобойщика, которого цитирует газета "Час", он с напарником вез через Латвию сыр, однако таможенники отказались пропустить его скоропортящийся груз без очереди. Водителю объяснили, что сыр кроме него везут многие, и если для каждого делать исключение, то пришлось бы организовывать "специальную очередь".

Наблюдатели отмечают, что в ближайшее время кардинально изменить ситуацию на латвийской границе не удастся, указывая на целый ряд объективных причин. В частности, увеличение грузовых потоков через Латвию связано с ремонтом пропускного пункта на российско-эстонской границе, а также ужесточением контроля над транзитом через Белоруссию. Свою роль в появлении пробок играют и невысокое качество дорог в восточной части Латвии, и состояние пропускных пунктов Терехово и Гребнево, которые строились в начале 1990-х годов и не были рассчитаны на нынешнюю интенсивность автомобильного потока.

Часть вины за пробки на границе в Латвии возлагают и на российскую сторону. Как заявил в одном из интервью Валдис Трезиньш, президент Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto, "именно неспешная работа российских служб на пункте Бурачки общепризнанно считается главной причиной образования длинных очередей в Терехово".

Российские таможенники, со своей стороны, утверждают, что работают добросовестно и делают все от них зависящее для приема машин. Как сообщала пресс-служба Федеральной таможенной службы РФ, комментируя наплыв автомобилей в августе 2006 года, пропускной пункт Бурачки был усилен дополнительными кадрами инспекторов, "которые работают круглосуточно и с максимальной нагрузкой".

Согласно версии ФТС, основная причина пробок - "переориентация транспортных потоков с белорусско-российского на латвийско-российский участок границы в связи с увеличением дорожного налога и усилением транспортного контроля в Республике Беларусь". Напомним, что помимо высоких сборов за проезд по дорогам Белоруссии дальнобойщикам приходится платить и за обязательный милицейский конвой, если они везут один из подакцизных товаров, например, алкоголь.

При этом власти Белоруссии не считают, что таким образом они "отпугивают" предпринимателей. Как выразился министр транспорта и коммуникаций республики Владимир Сосновский, "в Беларуси просто больше порядка, поэтому у нас на границах нет проблем, а если и есть очереди, то они не носят такого масштаба, как на российско-латвийской границе". Ехать через республику, по его словам, не хотят только те, кто везет "сомнительный" груз.

По мнению Валдиса Трезиньша, в ближайшие месяцы поток грузового транспорта, следующего через Латвию, не уменьшится. Трезиньш напоминает, что "конец года - традиционно сложный период, так как в это время выполняются договорные обязательства". Положение на дорогах, где и так стоят очереди по 20-30 километров, могут осложнить и снегопады. Кроме того, в конце ноября в латвийской столице пройдет саммит НАТО. Среди мер по подготовке саммита, безусловно, будет и ужесточение пограничного контроля, а это, в свою очередь, отразится на скорости обслуживания автотранспорта.

< Назад в рубрику