Мир
14:57, 2 ноября 2006

Министр по борьбе с Ахмадинеджадом Молдавский еврей померится силами с иранским азербайджанцем

Иван Яковина

Репатриант из Кишинева Авигдор Либерман, глава русскоязычной партии "Наш дом - Израиль" (НДИ), 30 октября стал вице-премьером и министром по противодействию стратегическим угрозам, читай - Ирану. Назначение Либермана на этот пост часть израильтян восприняла как усиление правительства харизматичным лидером, остальные схватились за голову, ожидая резкого и неминуемого ухудшения отношений с соседями.

Авигдор Либерман пользуется в Израиле славой энергичного, целеустремленного и преуспевающего политика, блестящего организатора, человека, выполняющего данные избирателям обещания. Он с нуля создал партию "Наш дом - Израиль", которая за неполные семь лет своего существования стала заметной силой на политической арене страны и на мартовских выборах 2006 года смогла получить десятую часть мест в Кнессете. Успех партии многие наблюдатели объясняют ее грамотно выстроенной структурой и постоянной работой с избирателями. В отличие от других партий, местные отделения НДИ активно функционируют все время, а не "оживают" лишь перед выборами. Да и сам Либерман известен тем, что охотно помогает простым людям.

В то же время фигура Либермана на израильской политической арене считается по меньшей мере неоднозначной. За ним тянется шлейф обвинений в противозаконной деятельности (ни одно из которых не было доказано) и богатая история скандальных заявлений об отношениях с арабами. При этом выдвигаемые главой НДИ идеи и используемые формулировки заставляют многих израильтян задуматься о его психической адекватности.

Такие предложения, как затопить Египет, разбомбив Асуанскую плотину, складировать израильские отходы в секторе Газа или превратить кварталы, где проживают родственники террористов, в футбольные поля, вызывают у израильских левых и части центристов большую озабоченность. По их мнению, получив должность министра по стратегическим угрозам, Либерман может натворить бед и полностью уничтожить любую надежду на мир с арабскими соседями.

Фраза "Либерман и есть стратегическая угроза для Израиля" в среде людей, придерживающихся левых взглядов, в последнее время стала одной из самых популярных. Многие говорят, что очередной войны (возможно, и не одной) теперь точно не миновать.

Особенно неуютно почувствовали себя израильские арабы, которые по действующим законам считаются полноправными гражданами страны. По мнению главы "Нашего дома", их необходимо проверить на лояльность еврейскому государству, а часть полуторамиллионной арабской общины и вовсе выслать из страны как "пятую колонну", поддерживающую внешних врагов.

Арабам - гражданам Израиля такие заявления, конечно, не нравятся, и они платят Либерману той же монетой. Депутаты Кнессета от арабских фракций не раз называли главу НДИ "нацистом", а его партию - "воплощением крайних проявлений фашизма и расизма". Парламентарий Талиб ас-Санаа (Taleb a-Sanaa) так прокомментировал получение Либерманом министерского портфеля: "Это черный день израильской демократии и печать Каина на правительстве (Эхуда) Ольмерта".

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Фото AFP
Lenta.ru

В то же время многие находят в назначении Либермана на пост главного противника президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада (азербайджанца по национальности) положительные моменты. По мнению части аналитиков, Израиль и Запад совершают стратегическую ошибку, разговаривая с эксцентричным иранским лидером на языке логики и здравого смысла. На любые доводы и предложения с их стороны у него всегда есть совершенно асимметричный ответ, который ставит в тупик западных переговорщиков.

Даже самый блестящий дипломат, стремясь добиться своих целей, предполагает, что мотивация заявлений и поступков его партнера по переговорам базируется на логических умозаключениях. В ситуации, когда одна сторона конфликта в своих действиях руководствуется иррациональными мотивами, классическая дипломатия начинает буксовать.

Именно тут и может пригодиться Либерман с его способностью отрицать то, что сомнению подвергаться не должно в принципе. Противопоставление иррационального иррациональному может принести неожиданные результаты.

Ахмадинеджад откровенно смеется над потугами международного сообщества приструнить его при помощи угроз введения экономических санкций. Возможно, что к человеку, который открыто заявляет о необходимости разбомбить Тегеран, он отнесется с куда большим вниманием. Тем более, что и сам иранский лидер не против осуществить то же самое, но только в отношении Израиля (о чем он неоднократно говорил).

Либермана, как и Ахмадинеджада, не сильно заботит мнение международного сообщества по поводу его заявлений и, главное, действий. Учитывая способность главы НДИ добиваться поставленной цели и его радикальные взгляды по отношению к иранскому режиму, у Ахмадинеджада есть повод всерьез задуматься о продолжении своей ядерной программы. Ведь если успехи иранских ядерщиков достигнут опасного для Израиля уровня, Либерман может и убедить коллег по правительству покончить с иранской угрозой двумя-тремя ударами.

Благо, что технические возможности Армии обороны Израиля это позволяют.

< Назад в рубрику