Пятого ноября Верховный трибунал Ирака вынес вполне ожидаемое решение и приговорил бывшего иракского президента Саддама Хусейна к смертной казни. Огласить этот приговор трибунал готовился на протяжении двух лет, однако сейчас властям страны предстоит сделать выбор - казнить Хусейна сейчас или дождаться вердиктов по другим пунктам обвинения.
Бывший иракский лидер был приговорен к смерти через повешение. Казни, по мнению обвиняемого, позорной. Возмущенный этим обстоятельством Саддам Хусейн заявил, что он как солдат должен умереть более достойно, то есть от пули. Пожалуй, в минувшее воскресенье самообладание впервые изменило экс-президенту Ирака, который в течение всего процесса выказывал пренебрежение суду, обвиняя его в нелигитимности и предвзятости. Он, как передавали очевидцы, "заметно дрожал", а после оглашения приговора нервно закричал "Аллах велик!" и "Да здравствует Ирак!".
Бывший президент Ирака был признан виновным в совершении преступлений против человечности. Обвинение для процессов подобного рода традиционное. Оно касалось дела о массовом убийстве шиитов в деревне Дуджейл в 1982 году. Тогда после неудачного покушения на Саддама Хусейна иракские военные арестовали несколько сотен человек из этого селения, якобы причастных к попытке убийства президента. По приговору иракского суда были казнены 148 человек, еще около 400 жителей деревни до сих пор числятся пропавшими без вести.
В ходе слушаний обвинение опиралось на показания свидетелей, которые рассказывали о расстрелах и пытках. Также были представлены документальные свидетельства. Прокурор предъявил приказы о проведении арестов и казней якобы виновных в покушении, на которых стояли подписи Саддама Хусейна. Бывший иракский президент заявил, что не подписывал никаких документов на этот счет, однако почерковедческая экспертиза подтвердила авторство резолюций. Пожалуй, это стало самым весомым доказательством вины экс-президента.
Рассмотрение первым именно этого дела было связано с тем, что оно, по словам стороны обвинения, оказалось сравнительно небольшим, а все относящиеся к нему события были хорошо задокументированы.
Стоит особо отметить, что решение суда имеет отношение только к конкретному делу об убийстве шиитов из деревни Дуджейл. В довольно обширном деле Саддама Хусейна содержится множество эпизодов, расследование которых еще даже не начинались.
Верховный трибунал Ирака с самого начала был учрежден переходным правительством страны "для расследования военных преступлений, совершенных в период пребывания у власти бывшего иракского президента", то есть с 14 июля 1968 года, когда партия "Баас" пришла к власти, по 1 мая 2003 года, когда США объявили о падении его режима. За 35 лет правления Хусейна к нему накопилось немало претензий.
В 2004 году, когда судебный процесс только начинался, был зачитан список из семи пунктов обвинений, предъявленных Саддаму Хусейну. Отметим, что этот список носил тогда явно обобщенный характер и был неполным - в ходе процесса обвинения были конкретизированы, а сам список оброс деталями. Так или иначе, но бывшему президенту Ирака вменялось:
- "Преднамеренное убийство гражданских лиц при помощи химического оружия в местности Халабжа". Согласно материалам дела, 16 марта 1988 года против населения курдской деревни была проведена операция под названием "Анфал", в ходе которой применялся отравляющий газ. Руководил этой операцией родственник Хусейна Али Хасан аль-Маджид, известный также как "Химический Али". В результате газовой атаки погибли около 5 тысяч человек.
- "Преднамеренное убийство гражданских лиц в ходе операций против курдов на севере Ирака". Войска по приказу Хусейна неоднократно жестоко подавляли сепаратистские выступления курдского населения, проживающего в северных районах страны. По некоторым данным, в 1980-е годы пропали без вести около 180 тысяч курдов, которые, предположительно, были уничтожены. Сюда можно отнести и убитых в 1982 году жителей селения Дуджейл.
- "Преднамеренное убийство гражданских лиц на юге Ирака в 1991 года". В этой части страны проживает преимущественно шиитское население, которое в годы правления суннита Хусейна подвергалось гонениям. Выступления шиитских мятежников жестоко подавлялись, особенно в конце 1980-х годов, на завершающем этапе войны с Ираном.
- "Вторжение в Кувейт". В начале августа 1990 года иракские войска вторглись в этот эмират под предлогом защиты нефтеносных районов, в которых Кувейт якобы незаконно добывал сырье. Страна была аннексирована и превратилась в одну из провинций Ирака. Итогом этой войны стала операция "Буря в пустыне", проведенная год спустя, в ходе которой американские войска вытеснили иракскую гвардию из Кувейта.
- "Преднамеренное истребление курдского клана Барзани в 1983 году". Этот клан является одним из влиятельнейших среди курдов. Сейчас его представляет Мосуд Барзани - лидер Демократической партии Курдистана (ДПК), управляющий одной из областей на севере Ирака. С именем его отца Мустафы Барзани, который в 1970-е годы был вынужден покинуть Ирак, курды связывают начало активной борьбы за самоопределение. За время противостояния иракские спецслужбы убили троих братьев Мосуда Барзани, который после отца возглавил сопротивление. Были уничтожены 32 человека из его рода, на самого лидера ДПК также неоднократно покушались.
- "Преднамеренное убийство гражданских лиц без суда". "Преднамеренное убийство священнослужителей".
Пожалуй, в этот список можно добавить убийство 22 крупных государственных деятелей Ирака в начале 1980-х годов, представлявших опасность для окончательно закрепившегося у власти Саддам Хусейна (есть версия, что он лично участвовал в расправе), а также применение в ходе ирано-иракской войны химического оружие, в результате которого погибли тысячи иранских солдат.
В 2005 году список официальных обвинений против Хусейна был расширен. Прокурор объявил о том, что Саддама будут судить по 12 пунктам обвинения и соответственно будет проведено аналогичное количество судебных процессов (они должны были проходить параллельно). Кстати, по словам иракских властей, для "ускорения суда" количество обвинений было значительно сокращено, так как преступления бывшего иракского лидера "исчисляются сотнями".
Однако за несколько лет из всего этого списка, так или иначе, рассматривались только два пункта. Дело об убийстве шиитов из селения Дуджейл, которое завершилось накануне, и газовая атака против курдов из деревни Халабжа. Процесс по Халабже пока еще не завершился. Ожидается, что заседание по этому, второму по счету делу, состоится 7 ноября. А пока обвиняемый Саддам Хусейн находится на военной базе США Camp Cropper, недалеко от багдадского аэропорта.
Сейчас многих интересует, будет ли трибунал дожидаться оглашения вердикта по всем пунктам обвинения или приведет приговор в исполнение, не дожидаясь окончания всех судебных процессов. По мнению ряда наблюдателей, сценарии развития дела Саддама Хусейна могут оказаться не очень благоприятными для его обвинителей. Во-первых, экс-президент Ирака, которому в будущем году исполнится 70 лет, может не дождаться окончания суда и умереть, повторив судьбу экс-главы Югославии Слободана Милошевича. Во-вторых, если Хусейна казнят по обвинению в убийстве 143 шиитов, то суд окажется в ситуации, когда делам о тысячах других погибших не будет дана должная правовая оценка. Конечно, экс-президент может быть признан виновным заочно, после казни, но в таком случае жители Ирака могут засомневаться в легитимности такого приговора.
Что касается сроков исполнения приговора по первому делу, то, по словам экспертов, дату казни могут назначить "в ближайшее время". Однако не все так просто. Согласно законодательству Ирака, порядок исполнения решения суда будет следующим:
Пять судей Верховного трибунала Ирака в течение 10 дней должны представить детальное судебное заключение объемом от 200 до 300 страниц, в котором будут изложены подробности и итоги процесса по первому делу о массовом убийстве шиитов в деревне Дуджейл в 1982 году.
Этот отчет должен поступить в Апелляционную палату. В течение последующих 20 дней стороны обвинения и защиты предоставят свои комментарии и замечания к ходу процесса. После истечения 30-дневного срока апелляционный орган имеет право рассматривать правомочность вердикта суда неограниченное время. Обычно срок рассмотрения апелляции длится не более нескольких месяцев.
Если смертный приговор будет утвержден, то его должен одобрить Президентский Совет (в данном случае, президент-курд и два вице-президента от шиитов и суннитов). Этот орган также может рассматривать дело неограниченное время. Как мы видим, четких сроков для принятия окончательного решения ни Апелляционной палатой, ни Президентским Советом нет. В этом эксперты видят явное юридическое противоречие, из-за которого исполнение приговора суда может затянуться.
Адвокаты Саддама Хусейна, впрочем, и не рассчитывают на снисхождение апелляционных органов, как и на помилование президента Ирака курда Джаляля Талабани, который в этом случае вряд ли оставит в живых палача своего народа.
Однако у Хусейна есть шанс опереться на мнение мирового сообщества. Ведь сразу же после вынесения смертного приговора иракского трибунала его осудили Ватикан, Евросоюз (от его лица выступила страна-председатель ЕС Финляндия), канцлер Германии Ангела Меркель, а также международные правозащитные организации. Но в любом случае последнее слово, очевидно, будет за США.
Процесс по первому делу Саддама Хусейна активно затягивался, причем не только адвокатами обвиняемого, которые неоднократно бойкотировали заседания, но и самим экс-президентом Ирака (он несколько раз объявлял голодовки и менял защитников). Ходу судебных слушаний мешали и неоднократная смена председателя трибунала, а также убийства трех адвокатов Хусейна.
Несмотря на это, судебный процесс был завершен. Дата его окончания оказалась фактически приурочена ко дню выборов в Сенат США, которые состоятся 7 ноября. Наблюдатели не исключают, что этот козырь республиканская администрация Джорджа Буша вытащила не случайно. На фоне массового террора в Ираке, с которым, очевидно, не могут справиться ни национальные, ни американские власти, осуждение Саддама Хусейна как главного виновника всех бед иракского народа, должно было продемонстрировать существование в стране демократического правосудия и возможность правительства Ирака контролировать ситуацию.
Однако ряд экспертов считают, что этот аргумент не может перекрыть основного довода демократов. За все время операции США в Ираке погибли почти три тысячи американских солдат, а это для простых избирателей важнее, чем приговор очередному диктатору. Другими словами, решение суда не повлияет на нынешний предвыборный расклад политических сил в США. Республиканцы все равно вряд ли смогут выиграть, приходят к выводу наблюдатели.
Практически все эксперты также сходятся во мнении, что смертный приговор Саддаму приведет к усилению напряженности в самом Ираке. По мнению западных спецслужб, страна находится в нескольких шагах от хаоса и "войны всех против всех". Если Хусейна оставят жить, он останется символом борьбы против оккупационных сил США и марионеточного правительства для многочисленных суннитских радикалов, а если он все-таки будет казнен, то в тот же момент станет мучеником, "павшим за веру и свободу Ирака".
В любом случае провоцировать в Ираке открытую гражданскую войну казнью Хусейна США не выгодно ни сейчас, ни в ближайшем будущем, поэтому суд над бывшим иракским президентом грозит затянуться на неопределенный срок.
Руслан Кадрматов