Начиная с понедельника 5 ноября, во всех 25 странах Евросоюза, а также в Исландии, Норвегии и Швейцарии вступили в силу новые правила провоза ручной клади на борту самолетов. В первую очередь они устанавливают единый порядок проноса в салон самолета различного рода жидкостей и вводят ряд ограничений, касающихся их объема и способа перевозки. Кроме того, правила регламентируют процедуру досмотра самих пассажиров при посадке в самолет.
Согласно новым правилам, под "жидкостью" подразумеваются:
При этом сообщается, что ограничения по объему не распространяются на жидкости, купленные в магазинах беспошлинной торговли на территории аэропорта. Однако товары из duty-free также должны быть запечатаны в прозрачный пакет. Пассажирам не рекомендуют открывать пакет до прохождения контроля. В противном случае, купленные ими вещи будут конфискованы.
Ограничения не коснутся лекарств и детского питания, однако пассажиров могут попросить доказать, что эти вещи действительно понадобятся им во время полета, а некоторых случаях даже попробовать в присутствии проверяющих сотрудников аэропорта содержимое баночек с детским питанием.
При прохождении личного досмотра пассажиры обязаны снять с себя верхнюю одежду - пиджак или пальто - которые будут просвечиваться отдельно. Кроме того, им предписывается вынуть из ручной клади ноутбуки и другие имеющиеся электроприборы, которые также пройдут специальное сканирование.
Новые правила распространяются не только на пассажиров, вылетающих из европейских аэропортов, но также на тех, кто следует транзитом через Европу.
Принятые Евросоюзом меры стали ответом на события 10 августа 2006 года, когда британским спецслужбам удалось предотвратить серию терактов на борту самолетов трансатлантических авиалиний, вылетавших из крупнейшего европейского аэропорта - лондонского Хитроу. Террористы планировали подорвать в воздухе около 20 самолетов при помощи жидкой взрывчатки, компоненты которой они намеревались пронести на борт в ручной клади.
Тот факт, что ограничения вводятся фактически на все жидкости, которые можно пронести на борт, Барро объяснил недостаточной эффективностью существующих на данный момент в европейских аэропортах систем просвечивания, которые не могут достаточно быстро и четко распознавать тот или иной тип жидкости и отличить взрывоопасные жидкости от обычных.
Однако еще одной немаловажной причиной введения новых правил провоза ручной клади явилось стремление Брюсселя унифицировать меры по обеспечению безопасности, которые заметно отличались в различных аэропортах Европы, что создавало дополнительные трудности для пассажиров и зачастую приводило к задержке отправления рейсов и, как следствие, к убыткам авиаперевозчиков.
Напомним, что сразу после предотвращения терактов 10 августа в рамках чрезвычайных мер по обеспечению безопасности Министерство транспорта Великобритании запретило пассажирам проносить на борт самолета любую ручную кладь за исключением паспортов, дорожных документов и лекарств, в том числе жидких, но только в том случае, если к ним приложен рецепт.
По мере нормализации ситуации список разрешенных и запрещенных к провозу в салоне вещей неоднократно менялся. В частности, пассажирам разрешили провозить в салоне детское питание, футляры для контактных линз, ноутбуки и электронные приборы, но только в прозрачных пакетах. Одновременно ограничивался провоз косметики и гигиенических средств таких как помада, карандаши для подводки век, тушь для бровей и ресниц и пудра.
Между тем помимо администраций аэропортов свои меры безопасности ввели авиакомпании. Турецкая авиакомпания Onur Air, например, запретила пронос в салон самолета любых жидкостей. Со своей стороны, British Airways на некоторое время запретила пассажирам проносить в ручной клади мобильные телефоны, портативные и настольные компьютеры, а также цифровые плееры и даже пульты дистанционного управления.
С введением новых правил, единых для всех стран ЕС, многочисленные неудобства, вызванные разночтениями мер безопасности, исчезнут. Однако пассажирам и администрации аэропортов все же предстоит приложить немалые усилия для того, чтобы привыкнуть к новым правилам.
Как сообщает агентство Associated Press, несмотря на широкую информационную кампанию в средствах массовой информации, в первый день введения новых правил на пунктах регистрации и проверки пассажиров в европейских аэропортах возникли длинные очереди, что в ряде случаев привело к задержкам вылетов. Самая большая задержка рейса (45 минут) произошла в аэропорту Неаполя Capodichio. Одного пассажира просто не пустили в самолет, после того как он оказался сдать на контроле сыр моцареллу в баночке с молочной сывороткой. Кроме того, у пассажиров было изъято большое количество шампуней, дезодорантов, бутылок с газированной водой. В аэропорту Франкфурта мужчина устроил скандал после того, как у него была конфискована бутылка вина, купленная им в магазине беспошлинной торговли.
Однако, по сведениям Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), задержки рейсов были скорее исключением - большинство самолетов вылетело вовремя. Со своей стороны, большинство европейских пассажиров демонстрируют понимание происходящего и готовы мириться с новыми правилами ради собственной безопасности. Кроме того, на первых порах администрации крупнейших аэропортов постараются оказать путешествующим посильную помощь: в частности, прозрачные запечатывающиеся пакеты, в которые необходимо упаковывать жидкости, провозимые в ручной клади, будут выдаваться на стойках регистрации бесплатно. Со временем пассажирам придется их покупать в киосках на территории аэропорта или в супермаркетах, где они будут продаваться вместе с другими упаковочными материалами, мешками для мусора и прочим.
Со своей стороны, глава Ространснадзора Валерий Селеев заявил, что "у российских властей оснований для изменения правил нет".
Алексей Демьянов