Небесными линиями Петербурга академик Дмитрий Лихачев называл триединство воды, крыш домов и северного неба.
Власти северной столицы намерены внести изменения в градостроительный регламент, запрещающий возведение высотных зданий в исторических районах города. Сделано это будет ради одного-единственного налогоплательщика – правда, очень крупного. Компания "Газпром нефть" обещает в ближайшее время регулярно пополнять бюджет города на солидную сумму. По разным данным, она составит от 1,5 до 15 миллиардов рублей ежегодно.
Крупным налогоплательщикам - скидки
В мае 2006 года в Санкт-Петербурге состоялась перерегистрация компании "Газпром нефть". Губернатор города Валентина Матвиенко тогда выразила удовлетворение тем обстоятельством, что "переговоры с "Газпромом" увенчались таким большим успехом", и теперь "в городе наконец-то появится первый крупный налогоплательщик". При этом она отметила, что налоговые отчисления "Газпром нефти" в бюджет Санкт-Петербурга должны составить около 15 миллиардов рублей в год.
Как выяснилось позже, это заявление скорее отражало чаяния городской администрации, нежели действительное положение дел. Действительно, в 2005 году выплаты в бюджет Омской области, где "Газпром нефть" (до 13 мая 2006 года - "Сибнефть") была зарегистрирована ранее, составили более 15,3 миллиардов рублей. Однако в процессе переговоров главы "Газпрома" Алексея Миллера с Валентиной Матвиенко были выработаны особые условия - очевидно, необходимые для переезда "Газпром нефти" в Петербург.
Во-первых, земельный участок площадью 10,5 гектара, выделенный городом для строительства офисного центра "Газпрома", должен вырасти до 66,8 гектаров. Для этого власти Петербурга решили ликвидировать здания "Петрозавода" на правом берегу Невы, напротив Смольного.
Во-вторых, часть налогов, которые "Газпром нефть" будет выплачивать в петербургский бюджет, город... вернет обратно, чтобы налогоплательщику было на что построить деловой центр. За 10 лет будет возвращено 2 миллиарда долларов. После того, как именно этот факт стал достоянием общественности, в Петербурге начались акции протеста против строительства "Газпром-сити".
На одной из них, по сообщению интернет-издания
"Санкт-Петербург.ру", десять молодых людей, наряженных в костюмы Буратино, лисы Алисы и кота Базилио, рыли ямки на импровизированном "поле чудес" столовыми ложками. "Базилио" поливал их из бутылки с надписью "нефть".
"Лиса Алиса" выступила с речью о "папе Карло", который уехал из Петербурга в Москву, чтобы оттуда руководить "буратинами", и теперь родной город "папы" превращается в столицу дураков. После этого "буратины" закопали в ямки "2 миллиарда сольдо", чтобы на этом месте выросло "дерево высотой 300 метров".
Звезды не подведут
Шутки шутками, но именно на 300-метровой высоте главного здания будущего офисного комплекса "Газпрома" настаивали и городские власти, и руководство газового концерна, представляя весной текущего года международный конкурс архитекторов на лучшую концепцию "Газпром-сити".
К слову сказать, отбирая участников состязания, "Газпром" не пригласил ни одного российского архитектора - возможно, потому, что изначально ориентировался на звезд мировой архитектуры. Их авторитет, по мнению руководства концерна, не позволит разрушить исторический облик Петербурга.
Ссылки на звездность любого из возможных победителей конкурса, как щит, выставлялись представителями городской администрации и "Газпрома" на открытии выставки проектов будущего делового центра в Академии художеств, которое состоялось 8 ноября 2006 года. Об этом Ленте.ру рассказал корреспондент портала
БН.ру Александр Смирнов, присутствовавший на этом мероприятии.
- Да, несколько раз звучали вопросы: "А как же знаменитые "небесные линии", о которых писал академик Лихачев?", "Что же будет с историческим обликом города?" - говорит Смирнов. - Ответ в каждом случае был один и тот же: все проекты представлены авторитетными специалистами, они построили знаменитые здания, украсившие города Европы и Азии - построят и нам что-нибудь не менее чудесное. Еще и гордиться будем.
В ответ на ваше письмо сообщаем
Протесты общественности, по-видимому, никого не смущают - так же, как и тот факт, что для строительства здания 300-метровой высоты придется изменить высотный регламент Санкт-Петербурга. В настоящее время он ограничивает высоту новых построек в том районе, где собираются возводить "Газпром-сити", 48 метрами. Что интересно, подписан этот документ был лично Валентиной Матвиенко, причем совсем недавно - в 2004 году.
22 июня 2006 года петербургский Союз архитекторов направил открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко и председателю городского Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову. В нем отмечается, что строительство башни, которая более чем в два раза превысит шпиль колокольни Петропавловского собора, в три с лишним раза - купол Исаакиевского собора и Смольного монастыря, с неизбежностью разрушит гармонию петербургских доминант, складывавшуюся столетиями, и нанесет непоправимый ущерб хрупкому силуэту города, сделав почти игрушечными все его вертикали.
В июле 2006 года к протестам архитекторов присоединился директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, который был еще более резок. По сообщению агентства
Regnum, на конференции Союза архитекторов Санкт-Петербурга Пиотровский заявил, что "в Санкт-Петербурге нельзя ничего строить выше карниза Зимнего дворца". "Мы случайно получили в наследство потрясающий город, и трогать его абсолютно нельзя", - сказал директор Эрмитажа.
Присутствовавший на конференции исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева Александр Кобак напомнил, что в свое время академик Лихачев резко высказался против строительства 180-метрового небоскреба "Петр Великий" в устье реки Смоленки. Здание "Газпром-Сити" будет возводиться гораздо ближе к центру и выше почти в два раза, что, по мнению Кобака, резко нарушит силуэт исторической части города.
В ответ на письмо архитекторов вице-губернатор Александр Вахмистров по поручению Валентины Матвиенко написал, в частности, следующее: "В ходе проведения конкурса участникам не устанавливались какие-либо жесткие параметры и характеристики будущего объекта". А в ответе председателя Законодательного собрания сказано вот что: "В соответствии со смыслом поставленной в данном случае задачи характер "небоскреба" не является единственно возможным решением". Выходит, ничего сверхвысокого напротив Смольного строить, может быть, и не будут.
Арбитр Эйфель
В противоположность петербургской администрации, "Газпром" не делает вид, что небоскреба напротив Смольного не будет. Алексей Миллер еще в ноябре 2005 года заявлял, что "Газпром-сити" станет "символом современного Санкт-Петербурга XXI века", архитектурной доминантой города, подчеркивая, что высота главного здания достигнет 300 метров.
Но и "Газпром" стремится оправдаться перед общественностью. Видимо, для того, чтобы заслужить ее одобрение, был создан сайт city-gazprom.ru, на котором подробно освещается история проекта, его цели и задачи. В разделе "Исторические параллели" приводится цитата из статьи Гоголя "Об архитектуре нынешнего времени", написанной в 1831 году.
"Мне всегда становится грустно, - писал Гоголь, - когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка или своевольной дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительною пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? Неужели величие и гениальность больше не посетят нас..."
Авторы сайта деликатно напоминают, что эти слова написаны "как раз в те годы, когда завершалось создание ансамблей Дворцовой и Михайловской площадей, строились здания Александрийского театра, Сената и Синода, в центре Петербурга медленно росла величавая громада Исаакиевского собора".
Но самым весомым аргументом в пользу строительства небоскреба стала Эйфелева башня, что, в общем, неудивительно: историю о том, как критиковали нынешний символ Парижа, знает каждый школьник.
В "Газпроме" уверены, что новое высотное здание в Петербурге повторит историю творения Жана Эйфеля. "Во все времена новые, смелые архитектурные решения, особенно имевшие большое градостроительное значение, вызывали сомнения и критику, которая иногда звучала годы, и даже десятилетия", - утверждается на веб-странице "Газпром-сити".
Здесь же, на сайте, проходит и голосование за проекты, представленные участниками архитектурного конкурса. Пока что выигрывают англичане из компании RMGM, хотя совсем недавно лидировал француз Жан Нувель (Jean Nouvel), предложивший построить не одну башню, а целых пять, вмонтировав их в огромную стеклянную пластину и устроив повсюду сады.
Два Миллера
Однофамилец главы правления "Газпрома" петербургский художник Кирилл Миллер в день презентации архитектурных проектов "Газпром-сити" представил петербуржцам альтернативные градостроительные решения, сообщает интернет-издание
"Фонтанка.ру". Он считает, что все они также могут быть реализованы в Петербурге.
- Если в "Газпроме" считают, что им можно строить в Петербурге все, что заблагорассудится, то такое же право должно быть предоставлено всем желающим, - полагает Миллер-художник. - Вот мы с товарищами по цеху решили предъявить не менее авангардные градостроительные решения. Почему то, что разрешено одному Миллеру, не может быть дозволено другому Миллеру?
Художники предложили проекты новых доминант Петербурга: Госспиртпром, Дом ветеранов власти, Храм Монетаризма, и другие, обосновав необходимость их строительства. Например, по версии авторов, здание Госспиртпрома призвано подчеркнуть монополию государства на производство и торговлю спиртосодержащей продукцией.
Что же касается "Газпром-Сити", то пока даже непонятно, где именно будет возведен трехсотметровый небоскреб. Выбор участка, по словам главы газовой компании, будет зависеть от того, чей проект победит на конкурсе.
Со своей стороны, руководство Ассоциации по сносу зданий, которая взялась за ликвидацию Петрозавода, называет участок напротив Смольного сложным и утверждает, что строить здесь можно будет только после серьезных изысканий. "Скважины нужно будет бурить на 50-100 метров. А пока на территории есть строения, исследовать геологию физически невозможно", - сказал в октябрьском интервью газете
"Коммерсант" председатель совета директоров ассоциации Игорь Тупальский.
Строительство небоскребов в центре Лондона уже превратило Тауэр в игрушечный дворец. На очереди игрушечный собор Смольного монастыря и Исаакий.