Конфликт киргизского руководства и оппозиции получил формальное разрешение: утром 9 ноября президент республики Курманбек Бакиев подписал новую конституцию республики, которая ограничивает его полномочия и усиливает власть парламента. Оппозиция уже заявила о своей победе, президент уверяет, что в данной ситуации выиграли все. Наблюдатели между тем отмечают, что принятая в исключительной спешке конституция закладывает базу для нового политического кризиса.
Новый основной закон Киргизии был принят в лучших традициях "тюльпановой революции" образца 2006 года - под покровом ночи. Депутаты, которые весь предыдущий день ждали, пока президент одобрит согласованный вариант конституции и даст ход реформе, решили сэкономить время и принять документ сразу в двух чтениях. На это, как пишет "Коммерсант", у них ушло около 10 минут.
По информации "Времени новостей", времени понадобилось и того меньше - по минуте на каждое чтение. Едва ли депутатам хватило этого времени, чтобы проверить каждую статью конституции (всего их 101, а текст в электронном формате занимает 34 страницы). Очевидно, звучавшие ранее опасения оппозиционеров, что им могут в спешке "подсунуть не тот текст", были забыты, когда "победа революции" оказалась совсем близко.
Между тем несколькими часами ранее в рядах оппозиционеров, как пишет "Коммерсант", можно было заметить пораженческие настроения. Один из лидеров оппозиции депутат Дооронбек Садырбаев, который недавно охарактеризовал нынешний режим в республике как "власть озверелых баб", даже заявил, что "оппозиция проиграла". Он осудил товарищей за то, что они "повторили ошибку Спартака и упустили благоприятный момент, когда нужно было атаковать". Садырбаев заявил, что "надо было штурмовать Белый дом в первый же дни, обезвредить президента и премьера и отдать их под суд".
Пессимистические ожидания ряда митингующих не оправдались. Ближе к вечеру проект конституции был окончательно согласован с президентом, и депутаты приступили к его обсуждению. При этом госсекретарь Киргизии Адахан Мадумаров, который представлял документ депутатам, отметил, что окончательный текст новой конституции существует пока только на русском языке, а на киргизский его еще перевести не успели. Это известие вызвало в зале смех и крики "Позор!". Впоследствии выяснилось, что в тексте содержатся стилистические ошибки.
Впрочем, все это не помешало депутатам одобрить долгожданный документ. В честь этого события в парламенте Киргизии зазвучал гимн, а депутат Камчыбек Ташиев, несогласный с условиями принятия конституции, многократно прокричал "Позор!".
Вскоре на центральной площади Бишкека участники оппозиционных митингов уже запускали фейерверки, празднуя свою победу. "Я горжусь этими ребятами: мы показали всему миру, как нужно делать революцию", - заявил депутат Кубатбек Байболов. "Мы показали всему миру - какой мы цивилизованный народ, кыргызы", - вторит ему депутат Азимбек Бекназаров.
Сам президент отнюдь не считает себя проигравшим. "Здесь нет проигравших, - заявил Курманбек Бакиев, подписывая конституцию. Новый основной закон, по словам президента, это "результат благоразумия и мудрости кыргызского народа, который при любых поворотах истории находил в любых сложных ситуациях мудрое и верное решение". Сам документ, по мнению Бакиева, является "новым шагом в развитии демократии в государстве, где есть сильный президент, сильный парламент, сильное правительство, зрелое и ответственное гражданское общество".
Новый основной закон, как и планировала оппозиция, усиливает власть парламента. В частности, партия, победившая на выборах, теперь будет определять кандидатуру на должность премьер-министра и направлять ее на утверждение президенту. Состав будущего кабинета будет формировать премьер-министр, а утверждать, опять же, президент. В "старой" конституции все выглядело наоборот: президент формировал структуру правительства и направлял ее на утверждение депутатам.
Кроме того, в разделе конституции, посвященном президенту Киргизии, появился пункт, согласно которому гражданин, вступающий в должность президента, обязан приостановить свою деятельность в политических партиях на то время, пока будут действовать его полномочия.
По новой конституции, президент теряет контроль над Службой национальной безопасности, которую, согласно действующему законодательству, он имел право образовывать и упразднять. Теперь силовое ведомство будет включено в состав правительства.
В то же время, глава государства оставил за собой право назначать и увольнять руководителей национального банка, счетной палаты, центральной избирательной комиссии и генеральной прокуратуры Киргизии. Кроме того, при согласовании проекта конституции оппозиционеры пошли навстречу президенту, потребовавшему усложнить процедуру импичмента: теперь для ее осуществления свои голоса должны отдать не две трети, а три четверти депутатов парламента.
Между тем юрист Гульнара Исакова, которая является доцентом Американского университета в Центральной Азии, считает, что кардинальных изменений в государственном устройстве Киргизии при новой конституции не произойдет. Так, несмотря на то, что депутаты получили право формировать правительство, у президента осталось достаточно рычагов для того, чтобы отправить кабинет в отставку. А министр, отмечает эксперт, зависим именно от того органа, который может снять его с должности.
Политолог Нур Омаров обращает внимание на то, что основной закон страны вообще не может приниматься за одну ночь. Рассмотрение документа в парламенте, по его мнению, должно было бы занять как минимум два-три месяца. В нынешнем варианте конституции, - отмечает Омаров, - слишком много противоречий и недоработок, "над которыми будет смеяться весь мир".
Он также напоминает, что на фоне последних митингов отношения между региональными и клановыми группировками в республике обострились. В этих условиях новая конституция, по его мнению, не устроит никого. Принятый депутатами и подписанный президентом документ - это "компромисс, который в ближайший год может спровоцировать новый политический кризис", считает Омаров.
Очевидно, оппозиционеры, которые сейчас наперебой поздравляют друг друга и провозглашают "единство страны", отдают себе отчет в том, что слова о "победе революции" выглядят явным преувеличением. У всех перед глазами пример Украины, где в начале августа политические противники вроде бы поделили власть и даже скрепя сердце подписали "Универсал национального единства". Однако в результате "оранжевый" президент и "красно-голубой" парламент перешли от "войны майданов" к "войне кабинетов", с успехом парализуя работу органов госвласти.
Комментируя подписание новой конституции, лидер оппозиционного киргизского движения "За реформы" Омурбек Текебаев признал, что цена компромисса - возможность для президента и премьер-министра сохранить полномочия до конца своих сроков. На это, по словам Текебаева, оппозиционерам пришлось согласиться "ради общего дела". Как заявил депутат Мелис Эшимканов, "сначала мы хотели, чтобы новые парламентские и президентские выборы прошли через три и шесть месяцев после принятия конституции". "Но они все хотят досидеть свои сроки - до 2010 года, и президент, и правительство, - объясняет депутат, - ну, мы уступили им, пусть досиживают".
Ранее, выступая на митинге в Бишкеке, Омурбек Текебаев заявил, что если президент не уйдет со своего поста, "из наших рядов выйдут несколько человек и просто выведут его из дома правительства". Не исключено, что после осмысления своей "победы" революционеры решат вернуться к этой идее. Как заявил Дооронбек Садырбаев, обсуждая неудавшийся штурм Белого дома, "Бакиева это все равно не спасет". "Он не досидит свой срок. Не сейчас, так весной. Не весной, так следующей осенью", - пообещал депутат.