Казалось бы, почти все отстроено в российской политической машине в преддверии неуклонно приближающегося 2008 года, узлы и механизмы работают на результат, однако один непредсказуемый фактор может свести на нет все то, над чем трудились кремлевские политтехнологи. Этим фактором может оказаться, собственно, электорат, то есть его отсутствие на избирательных участках в день голосования. В связи с этим "Единая Россия", которая тоже последнее время чувствует себя не слишком уверенно перед парламентскими выборами 2007 года, внесла в Думу через комитет по конституционному законодательству и госстроительству, возглавляемый единороссом Владимиром Плигиным, поправки в избирательное законодательство, отменяющие само понятие "порог минимальной явки избирателей на выборы".
Пакет поправок к закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" был внесен в Думу еще в июне, а 8 июля, в последний день весенней сессии, законопроект был принят в первом чтении. Поправки позволяли снимать с выборов уличенного в экстремистских высказываниях кандидата, а если таких кандидатов оказывалось более четверти списка, с выборов мог быть снят весь список кандидатов.
Законопроект также восстанавливал отмененное в 2002 году досрочное голосование, против чего решительно выступал Центризбирком. Некоторые эксперты тогда расценили этот шаг, как попытку вернуть "организованное" голосование, когда зависимые от властей работодатели отправляли сотрудников своих предприятий голосовать в рабочий день, благодаря чему снималась угроза срыва выборов из-за неявки избирателей. Речи о ликвидации порога минимальной явки тогда не шло.
Сейчас завершается подготовка законопроекта ко второму чтению, которое запланировано на 15 ноября, и картина претерпела кардинальные изменения - поправку о возвращении досрочного голосования из законопроекта исключили, как видно, за ненадобностью, так как предложен другой инструмент снижения влияния электората на исход выборов.
Автором новой законодательной инициативы стал зампред комитета по госстроительству единоросс Александр Москалец. Он предложил изъять из закона статью, устанавливающую 20-процентный порог минимальной явки избирателей на выборы разных уровней. При этом действующий закон разрешает либо повышать этот порог на федеральных выборах (например, на выборах в Госдуму он составляет 25 процентов, а на президентских – 50 процентов), либо снижать его (вплоть до полной отмены) на муниципальных.
Формальным аргументом в пользу отмены порога явки стал довод о том, что такого ограничения нет во многих странах развитой демократии, в частности, в США. "Ведомости" цитируют в этой связи источник, близкий к администрации президента: "Президента Франции вообще может выбрать один человек".
В случае, если эта поправка будет принята Думой, федеральные выборы будут признаваться состоявшимися независимо от числа проголосовавших избирателей, и уже в марте региональных депутатов будут избирать по новым правилам.
Комментируя новую инициативу единороссов, эксперты сходятся во мнении, что она, безусловно, на руку Кремлю, однако по разному оценивают ее влияние на конкурентоспособность двух партий власти на предстоящих региональных выборах.
Так, руководитель исследовательской группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, чье мнение приводит "Коммерсант", считает, что поправка принимается в интересах Кремля и пойдет на пользу обеим "Россиям" - "Единой" и "Справедливой". По словам Орешкина, опираясь на многолетний опыт региональных выборов, при низкой явке голосовать приходят в основном пенсионеры. В 90-х годах они, как правило, выбирали либо имеющуюся партию власти, либо КПРФ. Но последние выборы в региональные парламенты, проходившие в октябре как раз при весьма низкой явке в 35-40 процентов, показали, что теперь наиболее дисциплинированные избиратели предпочитают чаще всего одну из двух партий власти.
С ним согласен руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев, чье мнение приводит газета "Газета". Мировой электоральный опыт говорит, что чем ниже явка, тем легче побеждают партии большинства, отмечает Любарев. Россия - не исключение, но, как всегда, может обогатить мировой опыт собственными наработками: "Для того, чтобы признать выборы легитимными, депутатам или мэрам будет достаточно привести на избирательные участки свою семью и несколько собственных сотрудников. А следовательно, кандидатам будет выгодно сделать так, чтобы на выборы не пришли потенциальные избиратели других кандидатов". При этом Любарев выразил опасение, что после вступления в силу новой поправки интерес избирателей, да и самих политиков к выборам начнет снижаться не плавно и целенаправленно, как сейчас, а резко: "Люди просто поймут, что от них ничего не зависит и их голос никому не нужен. Как правило, такие общественные настроения рано или поздно приводят к государственным переворотам".
В то же время эксперт Независимого института выборов, кандидат политических наук Александр Кынев, которого цитирует "Время новостей", полагает, что низкая явка избирателей, когда приходит голосовать определенная категория, выгодна как раз только "Единой России". Как только явка начинает расти, все ограничения, в том числе отмена строки "против всех", начинают работать против единороссов. В качестве примера Кынев привел кампанию по выборам мэра Самары, где во втором туре впервые за многие годы явка избирателей превысила показатели первого тура на 4 процента, и в конечном счете победил кандидат от Партии жизни, боровшийся с единороссом: "Как только люди понимают, что у них появился шанс что-то изменить, они идут на выборы и голосуют".
Как раз желание электората "что-то изменить" и не входит в планы властьпредержащих. Поэтому нет ничего удивительного в желании избавиться от этой "головной боли" и сделать такую непредсказуемую по своей сути вещь, как исход выборов, гораздо более предсказуемым, а жизнь всех тех, кого эта неизвестность так тревожит, гораздо более спокойной и стабильной.
И в этой перспективе уже совершенно все равно, какая из двух предложенных народу "Россий" понравится ему больше.
Татьяна Щеглова