Китайские подводники нанесли ощутимый удар по самолюбию американских ВМС. Субмарина КНР смогла незаметно подкрасться к авианосцу "Китти Хоук" и всплыть на расстоянии торпедной атаки. Этот откровенно демонстративный шаг должен был показать США, что их господству в Тихом океане приходит конец.
Встреча авианосной группы 7-ого Флота США и китайской подводной лодки произошла 26 октября в районе Окинавы, американской военной базы на островах Японии. Военные моряки США утверждают, что субмарина КНР следила за авианосцем "Китти Хоук", однако неясно, как долго ей удавалось оставаться незамеченной. Подлодка всплыла на удалении пяти морских миль (9,3 километра) от корабля, то есть в пределах досягаемости для ее ракетно-торпедного вооружения.
Всплывшую подлодку Type 039 (по западной классификации Song) обнаружил противолодочный самолет, который взлетел с борта авианосца как раз для поиска подводных лодок вероятного противника. Американцы явно не ожидали увидеть китайскую субмарину, которые редко действуют в глубоководных районах вдали от своих берегов. Случаи слежки за кораблями ВМС США с их стороны также редки и обычно легко выявлялись.
Известно, что в момент встречи с подлодкой авианосец "Китти Хоук" вышел в поход в рамках "стандартной осенней программы развертывания". Его сопровождала одна подводная лодка, защиту авианосца с воздуха обеспечивали противолодочные вертолеты и самолеты. Официальных комментариев по поводу этого неприятного для американских военных инцидента не дают ни в Пентагоне, ни в Командовании силами США на Тихом океане.
Примечательно, что эти сведения появились в американских источниках, а не прошли по каналам китайских СМИ. По крайней мере, этот пропагандистский ход играет на руку Китаю. КНР вынашивает планы создать мощный противовес американским силам в бассейне Тихого океана и попытаться вернуть мятежный остров Тайвань, который находится под защитой 7-ого Флота США.
С конца 1990-х годов началась ускоренная модернизация китайских вооруженных сил и, в частности, военно-морской составляющей в Тихом океане. Этот шаг руководства КНР был продиктован появлением плана военного решения "тайваньского вопроса". Эксперты считают, что к 2025 году Китай будет доминировать в регионе, причем численность субмарин КНР будет в пять раз превышать подводный флот США на Тихом океане. Более того, китайцы смогут направлять для патрулирования западного побережья США свои атомные подводные ракетные крейсеры.
Пока все это планы на долгосрочную перспективу. Общую концепцию будущего морских сил КНР охарактеризовал политический комиссар элитной Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая Вень Цунгэн. Он заявил: "КНР должна прорвать морскую блокаду со стороны международных сил. Только когда мы ее прорвем, сможем вести речь о подъеме страны. А чтобы этот подъем был стремительным, Китай должен пройти через океаны".
Чтобы достичь этой цели, КНР стал развивать именно подводный флот. Субмарины, по мнению китайского руководства, должны стать ключом для обладания тихоокеанским регионом. Это подтверждает назначение в сентябре 2004 года на пост начальника штаба ВМС Народно-освободительной армии Китая и члена Центральной военной комиссии кадрового подводника адмирала Чжана Динфа.
Под его руководством была осуществлена закупка четырех дизель-электрических подводных лодок класса Kilo (проект 636) российского производства, которые считаются самыми тихими субмаринами в России. Также сейчас размещен заказ на производство еще восьми лодок этого проекта. Они оснащаются ракетами "Клаб" с дальностью стрельбы до 220 километров. По мнению авторитетного издания Asia Times, эти ракеты "могут стать дополнительным сдерживающим средством как в силовом решении тайваньской проблемы, так и в противодействии вмешательству США".
Кроме того, Китай наращивает производство собственных подводных лодок серии Song и Yuan (последняя, по данным разведслужб США, спущена на воду в июле 2004 года). Эксперты отмечают, что при их строительстве используются технологии, которые применяются на российских субмаринах проекта 636. В частности, китайские подлодки покрываются специальной плиткой, снижающей вибрации, и оснащаются семилопастным винтом, который издает очень мало шума. В сочетании с двигателем, который независим от атмосферного воздуха, субмарины могут длительное время находиться под водой и практически не заметны для систем обнаружения США.
Из открытых источников известно, что в настоящее время Китай располагает десятью дизельными подводными лодками класса Kilo, Song и Yuan (по другим данным, с 2002 по 2005 годы КНР построила 14 подлодок), 50-ю устаревшими субмаринами класса Ming и Romeo. Также на вооружении ВМС КНР находятся пять атомных подлодок класса Han и одна класса Xia, которая несет баллистические ракеты. Власти КНР заказали 25 субмарин, 16 из которых в настоящее время уже строятся. В их числе две атомные подлодки - одна ударная, другая с баллистическими ракетами.
Эксперты утверждают, что у США не столь радужные перспективы строительства нового подводного флота, хотя руководство Пентагона понимает серьезность намерений Китая. Так, в феврале 2005 года бывший министр обороны Доналд Рамсфелд заявил, что через десять лет китайские военно-морские силы превзойдут американские. Летом этого года американцы провели крупные учения на Тихом океане, в которых приняли участие четыре авианосных соединения. Причем один авианосец впервые после войны во Вьетнаме был передислоцирован из Атлантического в Тихий океан.
Сейчас Тихоокеанский флот США состоит из 35 подводных лодок. Одновременно на боевое дежурство в море выходят около десяти из них. По самым оптимистичным оценкам, к 2025 году в Тихом океане у американцев будет не более 30 субмарин. Эксперты отмечают, что вводить в строй новые подлодки американцам становится все сложнее. Не позднее 2012 года планируется лишь выйти на устойчивые темпы производства двух лодок в год при стоимости каждой около двух миллиардов долларов.
Стоимость производства новых подлодок в США будет с каждым годом расти, так как происходит сокращение штата квалифицированных инженеров и механиков в кораблестроительных компаниях. Так, фирма Electric Boat, главный американский подрядчик по производству подводных лодок, в течение трех лет намерена сократить штат служащих с 1700 до 800 человек. Кроме того, у США впервые за последние 50 лет нет проекта новой подлодки. Сейчас строятся три субмарины. К 2035 году планируется построить 48 атомных ударных подлодок. Однако командование ВМС США считает, что для выполнения задач флоту потребуются 54 субмарины.
Не исключено, что китайские стратеги просчитали эту ситуацию, что дает им основания уже сейчас бросить прямой вызов американцам, пока еще господствующим в Тихом океане. Кстати, китайцы этой "встречей" американского авианосца с их подводной лодкой заработали весомый аргумент, который они не преминут использовать в ходе первого в истории визита командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Гэри Роухеда в Китай.
Можно не сомневаться, что командир китайской лодки Song провел учебную торпедно-ракетную атаку на авианосец "Китти Хоук". И судя по тому, что субмарина КНР не была вовремя обнаружена, атака прошла успешно. Это знают американцы, поэтому возникает вопрос, зачем нужен был "слив" информации об этом инциденте.
Не исключено, что появление этого сообщения должно стать сигналом для командующего силами США на Тихом океане адмирала Уильяма Фаллона, который не раз приглашал китайских коллег принять участие в морских учениях в качестве наблюдателей. Более того, он все время ратует за "регулярность совместных маневров" и укрепление партнерских отношений двух стран в области военного сотрудничества. Ранее Фаллон заявлял, что нужно преодолеть негативные последствия для двухсторонних контактов, которые были вызваны столкновением разведывательного самолета США ЕР-3 с китайским истребителем в 2001 году (тогда пилот КНР погиб, а экипаж американского самолета был задержан китайцами). Возможно, такая "активность" адмирала и миролюбивый тон не всеми одобряются. В любом случае, его как командующего провальные действия авианосной группы касаются напрямую, и для него эта "встреча" в океане без последствий не обойдется.
Кроме того, случай фактически открытого столкновения авианосца США и подлодки КНР должен стать сигналом и для американских союзников в регионе. Прежде всего, для Японии, которая в последнее время активно требует вывести военные базы США со своей территории. Усиление китайской военной мощи ее может коснуться напрямую, и не исключено, что в Вашингтоне решили намекнуть японцам на неуместность их попыток избавиться от присутствия могущественного союзника.
Также вполне возможно, что это сообщение - сигнал и для Демократической партии, которая после очередных выборов в Конгресс получила большинство в Плате представителей и Сенате. Демократы обычно не жалуют военных финансированием. А в свете приведенных выше фактов законодатели должны понять, что любые урезания ассигнований на нужды вооруженных сил, и в особенности на развитие флота, приведут к упадку ВМС и, как следствие, снижению влияния на стратегических для США направлениях.
Справедливости ради стоит отметить, что этот инцидент мог произойти из-за того, что авианосец "Китти Хоук" не имел достаточного охранения. Из американской прессы известно, что его сопровождала одна ударная подводная лодка, дежурство несли также противолодочные самолеты (количество кораблей сопровождения зависит от цели похода, в данном случае, видимо, "Китти Хоук" не планировал отработку какой-либо "серьезной операции"). Но это все равно говорит о высоком уровне профессионализма китайских подводников и, главное, об их умении использовать потенциал своей техники.
В любом случае, китайцы больно щелкнули по носу американцев, которые должны почувствовать появление настоящего конкурента в водах Тихого океана.
Руслан Кадрматов