Накануне вручения "ТЭФИ" собственные награды раздали пишущие о ТВ журналисты. "Приз телепрессы" вручается уже шестой год и интересен в том числе и тем, что позволяет назвать фаворитов главной российской телевизионной премии. Если телеакадемики останутся верны этой традиции, то главные призы "ТЭФИ" в этом году унесут сериалы и передачи редкого для российского телевидения формата. А вот будущие обладатели бронзовых "Орфеев" за вклад в развитие информационных жанров окажутся в заведомо неудобном положении – не назвав ни одной информационной программы, критики зафиксировали серьезный кризис в этой области.
Церемония вручения "призов телепрессы" за достижения в сезоне 2005/2006 года, которую многие называют "журналистской ТЭФИ", состоялось в пятницу в Доме журналиста. В этом году авторы 12 изданий, входящих в "Клуб телепрессы", отдали предпочтение сериалам, которые получили приз в номинации "Событие сезона". Похвалы критиков удостоились экранизации хорошо известных во всем мире книг "Доктор Живаго" (фильм был показан по НТВ) и "В круге первом" ("Россия"). Еще один сериал "Не родись красивой" (СТС) был отмечен как "индустриальное событие" года. Звания "Программа сезона" удостоились документальный цикл "Братство бомбы" Льва Николаева ("Первый канал") и программа "Сто вопросов взрослому" ("Авторское телевидение", "ТВ Центр").
Специальные призы получили цикл "Исторические хроники" Николая Сванидзе, который был награжден "за преданность историческому просветительству и телевизионной публицистике", и канал ТНТ - "за обучающие, просветительские шоу практического назначения" ("Офис", "Кандидат", "Капитал"). Антисобытием телесезона критики назвали унификацию новостей на госканалах и "агрессивную криминализацию" эфира НТВ. В номинации "Персона" в этом году победитель назван не был.
"Приз телепрессы" вручается с 2001 года непосредственно перед церемонией награждения "ТЭФИ". И служит своего рода репетицией главной телевизионной премии страны - лауреаты приза симпатий критиков, как правило, удостаиваются и главной телевизионной награды страны. В прошлом году призами журналистов были отмечены сериалы "Гибель империи" ("Первый канал"), "Штрафбат" ("Россия"), "Моя прекрасная няня" (СТС), "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" ("Россия"). Специального приза удостоилась экс-президент REN TV Ирена Лесневская. Через неделю телеакадемики отметили "Гибель империи" сразу трех в номинациях ("режиссер телефильма", "оператор телефильма" и "художник-постановщик"), наградили "Штрафбат" как "лучший сериал", отметили "Мою прекрасную няню" за "лучшую женскую роль" и "продюсерскую работу". "Исторические хроники" оказались лучшими в номинации "программа по истории". А Ирена Лесневская была отмечена "за личный вклад в развитие российского телевидения".
Похожая картина наблюдалась и в 2004 году. Критики наградили ныне несуществующую программу "Свобода слова", сериал "Бедная Настя", "Первый канал", службу информации REN TV и Леонида Парфенова. Позднее "Свобода слова" получила бронзового "Орфея" в номинация "ток-шоу", "Бедная Настя" была отмечена в номинациях "продюсер" и "художник-постановщик", а REN TV удостоилось наград за "информационно-аналитическую программу" и "ведущую информационной программы". Что касается Парфенова, то ему достался "специальный приз".
Останутся ли телеакадемики верны традиции и в этом году, мы узнаем уже в ближайшие недели –17 ноября состоится церемония награждения победителей в номинации "Профессия", а 23 ноября раздадут "Орфеев" в номинации "Лица". Впрочем, уже сейчас можно сказать, что выбор критиков очень точно фиксирует сложившийся на российском телевидении баланс. В развлекательной области российское ТВ, действительно, добилось серьезных успехов. Продюсеры сумели грамотно воспользоваться интересом зрителя к отечественному телепродукту, и в прошлом сезоне предложили сразу несколько серьезных многосерийных проектов (кроме получивших журналистские награды "Доктора Живаго" и "В круге первом", стоит также упомянуть сериал "Мастер и Маргарита").
Однако в новостях и публицистике российским телевизионщикам хвастать явно нечем. Документальные фильмы, идущие на российских телеканалах в прайм-тайм, посвящены скандальным, сенсационным темам или рассказывают о жизни звезд. А появляющиеся в эфире фильмы о политике и международных событиях обычно не грешат объективностью. Не удивительно, что среди документальных программ, удостоившихся похвалы телекритиков, нет программ, которые в прошлом телесезоне умели успех у зрителей. Проигнорировав рейтинговые "Максимум" (НТВ), "Чрезвычайное происшествие" (НТВ), "Специальный корреспондент" ("Россия"), журналисты отметили малоизвестные "Сто вопросов взрослому". Просветительский проект Льва Николаева "Братство бомбы" хотя и собирал у экранов пятую часть активной аудитории, однако шел после полуночи, когда большинство зрителей уже выключало телевизор. Не имели большого успеха и отмеченные критиками "Исторические хроники", "Офис", "Кандидат" и "Капитал".
Обращает внимание, что среди отмеченных журналистами проектов нет информационных программ. Как диагноз российскому телевидению звучит и отсутствие победителя в номинации "Персона", которой ранее были отмечены Владимир Познер и Леонид Парфенов.
Андрей Ломкин