4 мая 2006 года в островном королевстве Тонга, лежащем на линии перемены дат к востоку от Новой Зеландии, произошло землетрясение, которое, возможно, было самым сильным на планете за год. Его магнитуда достигала 7,9 баллов. Точно установить эту величину не представляется возможным, потому что близлежащие метеостанции не работали.
Землетрясение не обошлось без пострадавших. Прибывший из Кореи гость королевства Тонга испугался природного катаклизма и выпрыгнул из окна второго этажа отеля "Pacific Royale". Промахнувшись мимо гостиничного бассейна, несчастный расшибся о твердую землю.
Туристу полагался рентген, но лифт не работал, а на второй этаж столичной больницы его нести было некому, так как в королевстве в тот же день праздновали день рожденья наследного принца и у санитаров был выходной.
По всей видимости, именно с этого майского землетрясения начался очередной цикл подвижек земной коры, составляющей острова Дружбы, как еще называют архипелаг Тонга.
С географической точки зрения, Тонга, безусловно, наиболее динамично развивающееся государство на Земле. Входящий в архипелаг островок Ниаутопутапу является самым стремительно движущимся участком земной коры. Остров перемещается со скоростью 25,4 сантиметра в год.
Герб Тонга. Изображение с официального сайта королевства
Эту бьющую наружу тектоническую активность жители королевства компенсируют удивительной для Океании стабильностью в собственной жизни. Никогда за всю историю государство Тонга не теряло самоуправления. Это единственная в регионе монархия, причем конституционная. Основной закон страны был принят в 1875 году и действует до сих пор, спокойно пережив 70 лет британского протектората (1900–1970).
С 1643 года к полинезийцам стали наведываться проплывающие через Океанию европейцы. Местные жители архипелага всегда были радушны. В Кука, правда, какой-то тонганец бросил копье, но не попал. Знаменитый мореплаватель не затаил зла и даже назвал архипелаг Тонга островами Дружбы.
Впрочем, каждый десятый тонганский солдат отправился на другой конец света – выполнять интернациональный долг в Ираке, в качестве ответного жеста помощи Соединенным Штатам, защищавшим Тонга от японских империалистов во Вторую мировую войну. Все сорок человек, однако, вернулись на родину через несколько месяцев.
Флаг Тонга. Изображение с официального сайта королевства
Несмотря на всеобъемлющую стабильность, жителям королевства Тонга не известно точное количество островов, входящих в их архипелаг. Причиной тому – вулканическая активность, постоянно порождающая новые островки.
С мая этого года Тонга трясет не переставая. Дно Тихого океана ныряет под Новую Зеландию, выталкивая наверх лаву. Застывая, расплавленный камень составляет горы, поднимающиеся над уровнем моря и становящиеся основанием для коралловых рифов.
Происходит это гораздо дольше, чем в Полинезии обитает человек. И только в последние десятилетия этот процесс четко задокументирован.
В 1984 году застывающая лава вышла на поверхность в точке с координатами 18.9 градусов южной широты и 174.7 градусов западной долготы. Сделанное с самолета фото засвидетельствовало появление в государстве Тонга нового острова, названного Домашним рифом (Home Reef).
Вулканические острова, подобные возникшему 22 года назад, сложены из застывшей каменной пены, то есть пемзы. Это совсем нетвердая порода, которая не тонет в воде и плохо противостоит натиску океанических волн. Поэтому очертания и масштабы этих фрагментов суши меняются с каждым годом.
Обычно океан перемалывает такие островки за несколько лет. Впрочем, как видно из вышеописанной истории корейского паникера, народу Тонга не слишком интересны эти суетные подробности собственной территориальной целостности. Особой пользы от этих островов все равно нет.
Куда больший интерес к изменениям на карте Тонга проявляли международные исследовательские коллективы. Так, в 2004 году канадско-японско-американский спутник Terra зарегистрировал на старом месте остров, похожий на снятый с самолета за двадцать лет до этого. Через год на этом месте была только водная гладь. По всей видимости, Home Reef–2004 был только формально идентичен находке новозеландского пилота, а на самом деле являлся очередной лавовой агломерацией над жерлом действующего вулкана.
Исчезнув на год, в 2006 году Home Reef вернулся снова.
Своим возвращением он прославил Хокана Ларсена (Håkan Larsson), простого шведского пользователя сервиса Blogspot.com, члена экипажа яхты "Майкин", шедшей курсом из Сан-Франциско в Брисбен.
Посты в свой блог Ларсен отправлял при помощи электронной почты, а письма в интернет – по радиоканалу, при помощи покрывающей планету системы SailMail, специально предназначенной для яхтсменов.
В пятницу, 11 августа, "Майкин" отчалила от острова Неиафу (Neiafu) и направилась к Фиджи. Пройдя пять миль, экипаж обнаружил, что поверхность воды усеяна плавающими кусками камня – измельченной пемзой. Очень скоро камень закрыл океан на сотни метров кругом. На следующие сутки Ларсену удалось увидеть и источник этого камня – действующий подводный вулкан (находившийся до этого извержения, по данным вулканологов, на глубине двух метров ниже уровня моря).
Жерло вулкана достигало мили в диаметре и безостановочно выбрасывало пар, пепел и лаву. Над уровнем моря уже возвышались четыре лавовых утеса. Таким образом, владения тонганской королевской династии уже в который раз приросли островом Домашний Риф.
Как заметил в своем блоге Ларсен, это сюрреальное приключение стало наказанием для их экипажа за неуважение к морскому предрассудку, предписывающему не отправляться в путь по пятницам.
За последующие месяцы остров сильно разросся. Тонганский рыбак Сиаоси Фенукитау (Siaosi Fenukitau), который увидел новую сушу четвертого ноября, рассказал, что Домашний Риф, по его мнению, стал сравним по размерам с располагающимся неподалеку островом Хаапаи, на котором живут 134 человека. Фенукитау даже предпринял попытку сообщить руководству своей страны о новой территории, но на его вызов по рации ни одна государственная организация королевства Тонга не ответила. Возможно, в столице снова отмечали какой-нибудь праздник.
Не добившись немедленной реакции от властей, сам Фенукитау, в лучших тонганских традициях, тоже оставил попытки довести до всеобщего сведения сообщение о выросшей в океане горе.
Впрочем, на аукционе e-bay уже можно приобрести куски пемзы, которые принесло в ноябре к берегам Фиджи.
Тем временем в блоге у Ларсена появились люди, которые советовали дать обнаруженной земле имя. Благоразумный швед никак не отреагировал на эту идею. Возможно, ему известна история предыдущей попытки оттягать у тонганцев безжизненный кусок земли.
Флаг княжества Минерва. Изображение с официального сайта правительства государства в изгнании.
В 1972 году американец литовского происхождения Майкл Оливер (Michael Oliver), так же как и Ларсен, путешествовал на яхте по южной части Тихого океана. Южнее основной части архипелага Тонга он обнаружил риф, не обозначенный ни на одной карте. Два раза в сутки клочок земли скрывался под приливной волной.
Оливер объявил суверенитет над рифами и приступил к организации своего государства. Он планировал досыпать рифы землей и построить там город с населением в 30 тысяч человек. Рифы были провозглашены свободной и независимой Республикой Минерва, а транснациональным корпорациям было предложено перенести в новое государство штаб-квартиры, воспользовавшись весьма выгодным налоговым законодательством новой страны. На рифе была сооружена небольшая башенка с маяком и вывешен флаг Минервы.
Когда об этом стало известно Тупоу IV, отцу нынешнего короля Тонга, монарх, сев в двойную пирогу, отправился на спорную территорию и лично низверг флаг самозванцев. 21 июня 1972 года высадившийся вместе с Тупоу военный оркестр исполнил гимн Тонга, и территориальная целостность королевства была восстановлена.
Государство Минерва, впрочем, продолжает свое существование, уже в качестве княжества. На сайте правительства в изгнании можно высказаться в поддержку непризнанного государства.
Следует только уточнить: сохранились ли еще на поверхности Тихого океана те острова, c которых отправились в изгнанье лишившиеся самодельной родины минервианцы? Ведь дело было на Тонга - на том краю нашей планеты, где в один день может уложиться не то что век, а целая геологическая эпоха; где человеческая память — прочнее камня.
Евгений Паперный