Биржа Deutsche Boerse отказалась покупать биржевого оператора Euronext за 9 миллиардов евро. К тому моменту топ-менеджмент Euronext сам решил не возобновлять переговоры о слиянии и вместо этого начал крепить дружбу с американской NYSE.
Euronext - лакомый кусок для любой акулы фондового рынка. Этот оператор контролирует биржи Парижа, Брюсселя, Лиссабона и Амстердама. Неудивительно, что законодатели Евросоюза предпочли бы видеть в ее партнерах другие европейские биржи, а не американских трейдеров. О поддержке "европейского решения" незадолго до срыва переговоров Deutsche Boerse и Euronext заявили представители властей Франции и Германии.
Первый знак нелюбви к немцам акционеры Euronext подали еще в мае 2006 года, когда проголосовали против слияния с Deutsche Boerse. Последняя предлагала Euronext 43 процента в объединенной компании, а владельцам ценных бумаг новообразованной биржи - в общей сложности около 2 миллиардов долларов (по тогдашним ценам соответствующих пакетов акций).
Встречное предложение Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE) выглядело так: 8 миллиардов евро, и 9 из 20 мест директоров в объединенной компании. Менеджмент Euronext отверг Deutsche Boerse и начал обхаживать на предмет укрупнения итальянскую биржу Borsa Italiana.
Спустя примерно месяц Deutsche Boerse повторила свое предложение, ничего в нем по существу не изменив - ведь акционеры отказали бирже в взаимности не из-за суммы, а из опасений, что в случае объединения с немцами у Euronext могут возникнуть сложности с антимонопольными органами. Действительно, ведь речь шла о сделке крупных игроков одного рынка.
К тому времени NYSE Group и Euronext уже объявили о своем слиянии. Единая компания должна перейти под контроль NYSE, а сумма сделки - составит 10,5 миллиардов евро. Объем ежедневных торгов на биржах объединенного оператора превысит 100 миллиардов долларов, а капитализация котирующихся на площадках компаний составит около 27 триллионов долларов.
Несмотря на это, формально переговоры между немецкой и панъевропейской биржами продолжались. И вот Deutsche Boerse отступилась. Свое решение топ-менеджеры Deutsche Boerse прокоменнтировали в стиле "не больно-то и хотелось", заявив, что слияние с Euronext не требуется им для выживания, как, в принципе, и расширение бизнеса.
Не стоит думать, что бои идут только за Euronext. В начале 2006 года блокпакет Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange, LSE) приобрела американская Nasdaq. Затем Nasdaq получила отказ, попытавшись купить контрольный пакет акций LSE, а Лондон недвусмысленно заявил, что будет противостоять любым сделкам, которые ослабят LSE в качестве финансового центра.
Ходили слухи, что осенью Nasdaq сделает Лондонской бирже предложение, от которого та не сможет отказаться, но вскоре их опровергла сама Nasdaq.
London Stock Exchange, которая за первые девять месяцев 2006 года поставила рекорд по объему первичных размещений, привлекает не только американских, но и японских биржевиков. В ноябре Токийская фондовая биржа, крупнейшая в Азии, начала переговоры о стратегическом альянсе с LSE. Хотя финансового объединения пока не предвидится, речь идет, например, о листинге акций одновременно на двух площадках.
В свою очередь, вездесущая Nasdaq пристально разглядывает азиатских биржевиков, и в плодотворном на такие сделки 2006 году подписала соглашение о совместной работе с Корейской фондовой биржей и японской Jasdaq.
Да и в самих Соединенных Штатах хватает дел. В марте NYSE завершила покупку Archipelago Holdings, которой принадлежит крупная система электронных торгов. Для этого понадобилось полностью изменить схему владения местами на Нью-йоркской фондовой бирже, а вскоре ради сокращения издержек придется провести масштабные сокращения персонала. Уволив пятьсот человек, биржевики сэкономят 200 миллионов долларов.
Пока за европейский рынок сражаются старые биржи, банкиры готовят новых конкурентов. 15 ноября семь инвестиционных банков из Европы и США объявили о планах по созданию новой площадки для торговли акциями на территории Европы.
Новую биржу запустят уже в следующем году. Она должна будет потеснить на рынке три ведущие биржи Европы - London Stock Exchange, Euronext и Deutsche Boerse. Трейдеры восприняли это сообщение всерьез - акции всех трех бирж мгновенно подешевели.
Созданием нового игрока на просторах европейского фондового рынка займутся швейцарские банки Credit Suisse, UBS, немецкий Deutsche Bank, а также американские Citigroup, Goldman Sachs, Merrill Lynch и Morgan Stanley.
Вдобавок в ноябре 2007 года, вскоре после запуска новой биржи, вступит в силу закон ЕС, подразумевающий усиление конкуренции на финансовых рынках. Представители консорциума инвестиционных банков не без ехидства замечают, что появление новой панъевропейской биржи как раз как нельзя лучше отвечает духу нового закона.
В отличие от других сюжетов, слияния и поглощения крупнейших торговых площадок проходят медленно и печально, изредка прерываясь опровержениями американских биржевиков и компьютерными сбоями на Токийской фондовой бирже. Впрочем, как бы неспешно ни развивались события, вряд ли следующей крупной новостью будет европейский биржевой закон ноября 2007 года.
Скорее всего, ситуация еще не раз поменяется - и кто знает, не станет ли европейский рынок японским или корейский - европейским. Зато можно быть уверенным - денег будет потрачена куча.