В отставку ушел также глава итальянской контрразведки (SISDE) генерал Марио Мори (Mario Mori). Его заменил префект Франко Габрелли (Franco Gabrelli).
Кроме того, свой пост был вынужден оставить Эмилио дель Мезе (Emilio del Mese), являвшийся генеральным председателем CESIS - коллегиального консультативного органа при правительстве Италии, в состав которого также входят начальник генштаба, глава итальянской полиции, генеральный секретарь министерства иностранных дел, главнокомандующий войсками карабинеров и финансовой полиции, а также главы SISMI и SISDE. На место генерального председателя CESIS назначен генерал Джузеппе Куччи (Giuseppe Cucchi).
Как отмечают в этой связи некоторые наблюдатели, нынешние перестановки не являются неожиданностью - в ходе своей предвыборной кампании весной 2006 года Романо Проди не раз заявлял, что планирует реформировать итальянские спецслужбы, чтобы усилить парламентский контроль над их деятельностью и повысить эффективность. То, что отставки с ключевых постов в силовых структурах Италии прошли одновременно и носят фактически обвальный характер, объясняют, как ни странно, желанием правительства не дестабилизировать обстановку одиночными увольнениями, в то время когда итальянские миротворцы задействованы в операциях в Ливане и Афганистане.
Между тем отставка Николо Поллари и Марио Мори помимо стремления, общего практически для всех европейских левых, поставить спецслужбы под свой жесткий контроль, напрямую связана со скандалом вокруг "секретных тюрем ЦРУ", в частности, с наиболее ярким его эпизодом - похищением агентами ЦРУ в Милане 17 февраля 2003 года 39-летнего гражданина Египта муллы Осамы Мустафы Хассана Насра (Hassan Mustafa Osama Nasr), известного также как Абу Омар.
Нескольким месяцами ранее, 5 июля, в связи с незаконным похищением спецслужбами людей на территории ЕС уже был арестован Марко Манчини, которого журналисты часто называли "итальянским Джеймсом Бондом" и "правой рукой" Поллари. Манчини был руководителем первого отдела итальянской военной разведки, занимающегося борьбой с террористическими организациями. Сам Николо Полари уже несколько месяцев проходит одним из подозреваемых по делу о похищении Абу Омара, которое было возбуждено по горячим следам прокуратурой Милана. Его причастность, однако, так и остается недоказанной. Поллари отвергает любые предположения на этот счет.
Между тем само дело о похищении Абу Омара изобилует множеством темных пятен и двусмысленностей, которые заставляют усомниться в правомочности выдвигать какие-либо обвинения, по крайней мере, до тех пор пока ситуация не прояснится окончательно.
Напомним, что гражданин Египта Абу Омар получил в Италии статус политического беженца после того, как деятельность радикальной исламской организации, в которой он состоял, была признана египетскими властями нелегальной и запрещена. Что само по себе показательно, учитывая борьбу, которую египетское руководство со времен Гамаля Абдель Насера целенаправленно ведет против исламских фундаменталистов в лице действующих в стане "Братьев мусульман" и других группировок. Среди прочего утверждалось, что Абу Омар планировал покушение на министра иностранных дел Египта.
В 2005 году на страницах Chicago Tribune появилась статья "Abducted imam aided CIA ally", в которой говорилось, что Абу Омар работал на албанскую разведку, и, кроме того, какое-то время являлся осведомителем ЦРУ. По предположениям американских журналистов, Омар, что называется "отбился от рук", в результате чего ЦРУ провело операцию по его поимке.
Более того, итальянские власти сами подозревали Абу Омара в связях с исламистами. Полиция Милана установила за ним наблюдение. В момент похищения Абу Омара полицейские готовились накрыть целую сеть исламистких активистов, действующих на севере Италии. Его неожиданное исчезновение сорвало всю операцию.
Налицо, таким образом, несогласованность в действиях спецслужб, которую итальянцы расценили как нарушение собственного государственного суверенитета. Прокуратура Милана выдала санкцию на арест по одним сведениям 13, по другим - 22 агентов ЦРУ, участвовавших в похищении. Однако в дальнейшем дело получило совершенно неожиданный оборот.
Стало известно, что Абу Омара сначала переправили на американо-итальянскую военную базу Авиано, потом самолетом он был доставлен на немецкую военную базу Рамштайн и, наконец - в секретную, а по другим сведениям, обыкновенную тюрьму на территории Египта. Спустя некоторое время, по решению египетского суда, он был освобожден за отсутствием доказательств.
Омар позвонил семье и друзьям и рассказал, что в тюрьме он подвергался издевательствам: его якобы избивали и пытали током. Между тем его адвокат Монтассер эль-Зайят (Montasser el-Zayat), который (примечательный факт) после убийства исламистами Анвара Садата отсидел три года в тюрьме за членство в группировке "Исламский Джихад", заявил итальянскому агентству ANSA, что его подопечный выглядит нормально и у него на теле нет никаких следов пыток. Он также добавил, что Абу Омар содержался в тюрьме Nora в двадцати милях от Каира. После этого, завеса приподнявшаяся было над судьбой Абу Омара вновь опустилась. Он просто исчез.
Этих в общем-то не заслуживающих доверия свидетельств оказалось достаточно, чтобы скандал вокруг преступлений, совершенных против человечества секретными агентами спецслужб на территории ЕС, разгорелся вовсю. Центростремительная сила бездоказательных на данный момент обвинений в похищении и пытках оказалась настолько сильна, что стала поневоле затягивать представителей итальянских спецслужб.
В этом отношении примечательными выглядят обвинения в адрес итальянских силовиков, содержащиеся в докладе швейцарского сенатора Дика Марти, посвященного тайной деятельности ЦРУ на территории ЕС, который он представил на заседании Совета Европы 22 января 2006 года, особенное внимание уделив "итальянскому случаю".
"Возможно ли представить, чтобы такая операция [похищение Абу Омара] с привлечением стольких средств, к тому же на территории союзной страны, была проведена без уведомления местных властей или, по крайней мере, соответствующих служб? Итальянское правительство отрицает свою причастность. Но в таком случае нахождение на ее территории 25 агентов другого государства и похищение ими человека, пользующегося правом политического убежища, должно было вызвать дипломатическое осложнение или хотя бы живую реакцию протеста со стороны итальянских властей. По нашему мнению, этого не произошло. Более того, министерство юстиции Италии так и не передало США требование об экстрадиции агентов ЦРУ, замешанных в этом деле", - говорится в докладе.
И все. Но этого оказалось достаточно, чтобы поставить представителей итальянской разведки и контрразведки в положение оправдывающихся и возбудить против них подозрения.
Как представляется в этой связи, итальянские силовики пали жертвой не столько конкретных обвинений, сколько политической конъюнктуры: в ЕС никак не могут решить, какие способы допустимы в борьбе с терроризмом и в какой степени они соответствуют фундаментальным демократическим ценностям: таким как права человека, прозрачность деятельности властей и контроль над ними со стороны общества. Дискуссия чисто умозрительная, бесплодная и бесконечная.
Немного конкретики могли бы добавить представители спецслужб, которые знают о терроризме больше других.
Но их увольняют.
Алексей Демьянов