Жители российских многоквартирных домов вот-вот получат вторую отсрочку даты, до которой необходимо создать товарищество собственников жилья (ТСЖ) и выбрать компанию, которая будет управлять общим имуществом. 22 ноября 2006 года соответствующие поправки к Жилищному кодексу (ЖК) РФ, инициированные членом думского комитета по законодательству Галиной Хованской и мэром Москвы Юрием Лужковым, прошли первое чтение в Государственной думе РФ.
Для Федеральной антимонопольной службы (ФАС) это событие стало неприятным сюрпризом. Последние два месяца главным законопроектом по недвижимости в Думе было обновление Градостроительного кодекса. Внесения поправок в ЖК, который вступил в силу с 1 марта 2005 года, в ФАС просто не ожидали.
В сентябре начальник управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев на вопрос корреспондента Lenta.ru-Недвижимость о том, как относятся в его ведомстве к инициативе по перенесению даты выбора управляющей компании, ответил:
- Крайне отрицательно. Подобное решение сведет на нет всю реформу ЖКХ. Я надеюсь, что депутаты откажутся его принять, если будет проведено профессиональное обсуждание этого вопроса, в котором примут участие Минрегионразвития, МЭРТ и представители ФАС.
После того, как Госдума одобрила перенос сроков выбора управляющих компаний, Евраев сообщил корреспонденту Lenta.ru, что совещаний с участием вышеупомянутых ведомств проведено не было.
Инициатор
Первой о необходимости отодвинуть дату выбора ДЕЗа заговорила член думского комитета по законодательству Галина Хованская. По ее мнению, ни жители, ни власть не готовы к тому, чтобы принять окончательное решение о способе управления многоэтажным домом.
Хованская сразу после принятия ЖК Госдумой обратила внимание депутатов на то, что новый ЖК обязывает жителей делать капитальный ремонт многоэтажных домов за свой счет. При этом, по ее данным, потребность жилищного фонда России в капитальном ремонте оценивается в 10 триллионов рублей. Еще 2 триллиона рублей необходимо потратить на ремонт коммунальной инфраструктуры - то есть подземных коммуникаций, которые находятся вне придомовой территории.
Такие расходы не по силам даже государственному бюджету, считает депутат, и тем более - муниципалитетам, в ведении которых сейчас находятся жилые дома. Рассчитывать на то, что такие траты смогут позволить себе жильцы, было бы неправильно, считает Хованская.
С ней отчасти согласен Михаил Евраев:
- Обветшавшие дома и отсутствие программы финансирования для проведения капитального ремонта - это действительно большая проблема, которая тормозит жилищную реформу. Но с выбором управляющих компаний этот вопрос никак не связан, и перенос сроков этого выбора на состояние зданий не повлияет. Ведь управляющая компания может только исполнить решение собственника о капремонте, сама она его финансировать не будет.
Кроме бедственного положения жилищного фонда, есть и другие обстоятельства, которые, по мнению Хованской, влияют на процесс принятия жильцами решения о способе управления домом.
Наиболее существенным является то, что местная власть, навязывая гражданам новые финансовые обязательства, не дает им права полноценно распоряжаться своей собственностью. В законе о введении в действие ЖК есть положение о том, что собственник жилого помещения в многоэтажном доме имеет право на долю в общем имуществе, а это не только подвалы и чердаки, но и земля под домом.
Но если приватизация нежилых помещений жильцам, хотя и с трудом, но все-таки удается, то с оформлением прав на земельный участок под домом есть большие проблемы. По словам Хованской, власти муниципалитетов, всеми доступными способами загоняя горожан в ТСЖ, делают все, чтобы придомовая земля не стала собственностью жильцов.
Возможно, именно поэтому даже в крупных городах процесс создания ТСЖ идет настолько медленно, что не укладывается в сроки, предусмотренные Жилищным кодексом. До 1 января 2007 года успеть просто невозможно, считает депутат.
Уже весной 2006 года пакет из 26 поправок в ЖК, подготовленный Хованской, был внесен на рассмотрение нижней палаты и прошел первое чтение. На словах ее поддержали тогда многие депутаты. За время весенней сессии в пакет было внесено еще 147 предложений. Однако с окончательным внесением изменений в законодательство Госдума не спешила. В конце сентября текущего года время второго чтения еще не было известно.
Союзник
31 октября инициатива Хованской получила поддержку от депутатов Московской городской думы и мэра Москвы Юрия Лужкова. Последний в прямом телеэфире пообещал москвичам, что действующая система обслуживания многоквартирных домов сохранится и после 1 января 2007 года. Поэтому, по мнению мэра, московские товарищества собственников жилья могут не торопиться с выбором управляющей компании.
- Я не понимаю, откуда эта гонка и кому она нужна, - сказал Лужков. - Мы уже здорово наелись обманутыми дольщиками, а что будет, если управляющие компании обманут жителей многоквартирных домов? Компания должна быть такой, чтобы она потом не собрала денежки с людей и не умотала.
Напугав таким образом и без того осторожных москвичей, мэр призвал их "внимательно взвесить все факторы", прежде чем выбирать компанию, которой они доверят свой дом. В качестве одного из главных требований он назвал банковские гарантии, которые управляющая компания должна предоставлять жильцам.
- В противном случае мы можем получить несколько тысяч "детей лейтенанта Шмидта", которые охмурят руководителей ТСЖ и выманят у них деньги, - напоследок заметил Лужков.
Совпадение это или нет, но в тот же день московские депутаты на заседании комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике решили внести предложение об отмене даты обязательного выбора жильцами управляющей компании в Государственную думу. При этом спикер Мосгордумы Владимир Платонов отметил, что когда принимался федеральный закон "О введение в действие Жилищного кодекса РФ", то особенности крупных городов, таких как Москва и Петербург, учтены не были.
9 ноября, во время праздновании 15-летия государственной жилищной инспекции Москвы, Лужков снова упомянул о Жилищном кодексе. На этот раз мэр сообщил, что для этот законодательный акт для Москвы неприемлем, поскольку требует проведения капитального ремонта жилых домов за счет жильцов, что является "неподъемной задачей" даже для москвичей.
- Поэтому мы не будем следовать этому Жилищному кодексу, - заявил Лужков.
Критик
21 ноября первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк сообщил журналистам, что Госдума приняла к рассмотрению предложение Мосгордумы об отмене ограничения срока выбора жильцами управляющей компании, поддержанное мэром Москвы. А 22 ноября оно было рассмотрено в первом чтении.
- Странно, не правда ли? - заметил в интервью корреспонденту Lenta.ru-Недвижимость Михаил Евраев. - Вчера внесли законодательную инициативу, сегодня уже рассмотрели. Обычно все это происходит не так быстро.
Надо отметить, что радикальное предложение москвичей было заслушано депутатами наряду с другими проектами, которые были внесены ранее и предполагали перенос этой даты на один либо на три года. Госдума одобрила отсрочку на год.
- Это шаг назад, - считает Евраев. - Прошлой весной эту дату уже переносили. Первоначально закон предусматривал, что выбор жильцами управляющих компаний продлится до 1 марта 2006 года. Но было принято решение дать гражданам время на создание ТСЖ. Теперь местные власти пытаются протащить еще один год отсрочки.
- Как вы считаете, для чего это делается?
- Просто власти еще не успели навязать собственникам свои управляющие организации. Поэтому им нужен этот год, а еще лучше - три. Вот если бы была принята программа по информированию граждан о новых формах управления жилищным фондом, я бы это еще мог это понять. Но ничего подобного не происходит.
Поясняя позицию депутатов, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко заявил журналистам, что среди управляющих компаний в настоящий момент практически отсутствует конкуренция.
- Конечно, она отсутствует - а откуда же ей взяться? - говорит Евраев. - Компании должны проходить процедуру конкурсного отбора, которая предусмотрена постановлением российского правительства № 75.
Этот процесс должны инициировать местные власти, а они этим заниматься, по всей видимости, не собираются, утверждает Евраев. Если поправки в Жилищный кодекс не пройдут, то районные администрации обязаны будут объявить конкурсы. Именно это создаст предпосылки для появления управлящих компаний и развития реальной конкуренции в сфере управления жилищным фондом, считает чиновник ФАС.
- Времени до Нового года остается не так много. Когда намечено второе чтение поправок в ЖК?
- Надеюсь, что оно не состоится. ФАС готовит свои предложения в Госдуму, которые должны убедить депутатов не срывать реформу ЖКХ.
В октябре Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, в ходе которого выяснилось, что о введении в действие с 1 января 2007 года новых правил оказания коммунальных услуг всего 35 процентов россиян. 42 процента опрошенных граждан "что-то слышали" о предстоящих переменах в системе ЖКХ, но подробности им не известны. А каждый пятый узнал о грядущих нововведениях... от социологов, проводивших опрос.
Неудивительно, что половина опрошенных социологами отнеслась к введению института управляющих компаний отрицательно. Давно подмечено, что люди боятся в первую очередь того, о чем не знают.