Бывший СССР
14:07, 23 ноября 2006

"Оранжевое" ретро под Виктора Цоя Украина отметила вторую годовщину победы демократии

Петр Бологов

22 ноября на Майдане Незалежности в Киеве, где, по идее, должен был находиться эпицентр народных празднований второй годовщины "оранжевой" революции, то есть официально - Дня Свободы, собралось около полутора тысяч человек - сотней больше, сотней меньше. Очень показательная цифра, надо сказать. Она очень точно характеризует настроения в обществе, которое еще пару лет назад могло делегировать на этот же Майдан сотни тысяч человек и, как утверждают до сих пор апологеты "оранжизма", сделать это совершенно бескорыстно. Почуяв, что нынешнее столпотворение будет лишь бледным подобием не только событий 2004-го, но даже празднования Дня Свободы в прошлом году, флагманы украинской политики мероприятие проигнорировали.

Президент Виктор Ющенко предпочел отметить столь дорогое (во всех смыслах) для него событие в обстановке более цивильной и уютной - в Мариинском дворце. Там глава государства устроил торжественный прием. При этом были предприняты такие беспрецедентные меры безопасности, что сложилось впечатление, будто Ющенко опасается, как бы не явился с Майдана народ, не вытащил его из тепла и света и не утащил обратно на Майдан, в ноябрьский стылый вечер выступать с речами о светлом будущем. Нет, президент указанные речи все же произнес, говорил и о светлом будущем, и о светлом прошлом (понятное дело, только в пределах последних двух лет), но только перед прошедшими дресс-код гостями, среди которых, кстати, не оказалось ни Юлии Тимошенко (лидер БЮТ заранее предупредила, что ничего праздновать не будет, пока "оранжевые силы" не объединятся, и убыла в Брюссель, где коротала День Свободы в компании Хавьера Соланы), ни Виктора Януковича, хотя их тоже звали.

С Януковичем все понятно. Прошедшая среда была для премьера, по его собственным словам, обычным рабочим днем. Ранее Партия регионов планировала провести свой собственный "Майдан" на Европейской площади в Киеве, но вовремя спохватилась и решила День Свободы не замечать вообще. Поэтому даже в тех регионах, где большинство населения "оранжевых", мягко говоря, недолюбливает, все обошлось без массовых сходок. Лишь в Симферополе несколько сот сторонников блока "За Януковича!" и Наталии Витренко собрались, чтобы осудить День Свободы. В этом же городе два десятка активистов полулегального Евразийского союза молодежи занимались в среду тем, что давили оранжевые воздушные шарики и вытирали обувь флагом с надписью "Так! Ющенко!". В Севастополе День Свободы и вовсе не заметили, в Донецке лишь пятнадцать представителей "Союза рожденных революцией" и загадочной "Донецкой республики" расстелили на площади Ленина агитпалатку "Нашей Украины", нарисовали на ней свастику, а рядом поставили резиновую голову Джорджа Буша.

Майдан Незалежности, 22 ноября 2006 года, фото Ленты.ру
Lenta.ru

В Киеве все же было повеселее. Хотя никто из тех музыкантов, кто "зажигал" здесь два года назад, на этот раз не явился, организаторы празднования развлекали собравшихся фонограммами известных песен в стиле "оранжевое" ретро, из которых наиболее часто ротировалась "Разом нас богато" - куда же без нее? Правда, если в 2004-м ничего кроме музыки, лозунгов и шума толпы на Майдане не было слышно, то на этот раз проезжающие по Крещатику и окрестным улицам автомобили напрочь заглушали остатки "оранжевого" энтузиазма, а реклама, постоянно транслировавшаяся на большом мониторе, установленному прямо над головами митингующих, серьезно выигрывала в плане зрелищности у нескольких десятков флагов "Нашей Украины", партии "Пора" и, конечно же, красно-черных знамен УНА-УНСО.

Выступали полевые командиры Майдана-2004, выступали депутаты Верховной Рады, выступали служители культа и простые граждане, свое веское слово сказала даже представительница украинской диаспоры в Португалии. Спичи чередовались с музыкальными номерами и обязательным скандированием "Слава Украине!". Кстати, последняя мантра гораздо больше заводила озябшую публику, чем любые разглагольствования политиков. Оживлялся народ и при упоминании о России, которую, к слову, склоняли совсем не по-братски. Один раз вспомнили даже "диктатора Путина", отчего стало совсем весело.

К митингующим периодически присоединялись известные политики. Пообщавшись с народом и прессой, они покидали Майдан. Пришел экс-премьер Юрий Ехануров, ближайшие соратники Тимошенко и Ющенко - Николай Томенко, Николай Катеринчук. Большой ажиотаж вызвало появление главы МВД Юрия Луценко. Министр, на которого в последнее время оказывает давление и Верховная Рада, и правительство, и Генпрокуратура, не стал выступать перед публикой, не без юмора попросив дать ему спокойно выпить пятьдесят граммов за славные деньки в ноябре 2004-го.

Майдан Незалежности, 22 ноября 2006 года, фото Ленты.ру
Lenta.ru

Все выступающие на Майдане делились на две категории. Одни просто хотели напомнить народу о его единении осенью-зимой 2004 года. Таких людей было принято слушать. Кстати, часть собравшихся на площади вообще абстрагировалась от речей ораторов, разбилась по кучкам и под гитару вспоминала о событиях двухлетней давности. Ко второй категории относились те, которые, часто проклиная Януковича и его Партию регионов за реванш после парламентских выборов, сами превратились в реваншистов. Сейчас их помыслы сконцентрированы на отмене политреформы или хотя бы ее коррекции в сторону усиления президентской власти. Легендарная бабка Параска в среду в очередной возвестила о грядущем примирении Ющенко и Тимошенко. Выступавшие политики согласились с ней в том, что только совместная борьба с дорвавшимися до власти пережитками "кучмизма" может объединить всех "оранжевых". А это не 2004-й год на дворе случаем? Tempora mutantur, et nos mutamur in illis, не иначе.

На самом деле выступающие на Майдане люди говорили в основном правильные вещи, которые понятны не только революционерам, но и любым здравомыслящим людям. Например, что надо любить свою страну и гордиться тем, что ты являешься ее гражданином. С этим, а также с утверждением, что Украина имеет славную, но омраченную многими трагедиями историю, спорить не стала бы даже Наталья Витренко. Однако стоило одному оратору сделать акцент именно на том, что должно объединять украинцев, как другие тут же возвращались к лозунгам, из-за которых страна когда-то и разделилась на два лагеря.

Майдан Незалежности, 22 ноября 2006 года, фото Ленты.ру
Lenta.ru

Тут впору вспомнить другую поговорку, уже русскую - "Кому война, а кому и мать родна". Сразу оговоримся, речь идет не о всех "оранжевых" политиках, а только о тех, кто, не имея за душой ни грамма ответственности за своих сограждан, ни серьезных политических убеждений, да вообще ничего, использовал события 2004 года, чтобы пролезть во власть. Такие люди, прочувствовав за два года собственную значимость, не хотят терять прежних позиций, откуда их изгнали соскучившиеся по министерским и депутатским кабинетам "регионалы" Януковича. И нынешний Майдан - это всего лишь лишний повод напомнить о себе, дать понять, что борьба не окончена. Только, конечно, не за "единую Украину", а за собственное благополучие.

Пока на поверхности кричали "Ганьба!" Виктору Януковичу и спикеру Верховной Рады Александру Морозу (забавно, но он в это время был на президентском приеме в Мариинском дворце), в подземном переходе под Майданом, так называемой "трубе", молодежь традиционно коротала обычный для нее ноябрьский вечер под песни Виктора Цоя. Пели, что характерно, не про перемены, которых требуют сердца, а про пачку сигарет и билет на самолет, а это совсем не вяжется с революционным духом.

< Назад в рубрику