Мир
21:51, 24 ноября 2006

В моей смерти прошу винить... В Лондоне умер беглый сотрудник ФСБ Александр Литвиненко

Андрей Кузнецов

В лондонской больнице University College Hospital умер бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко, утверждавший, что его отравили агенты Кремля. Этой же версии придерживаются предприниматель Борис Березовский и бывший резидент КГБ в Великобритании Олег Гордиевский, перебежавший на Запад еще в советское время. Между тем антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда, которому поручили расследовать "преднамеренное отравление" Литвиненко, теперь ведет следствие по факту "смерти от неизвестной причины".

Бывший подполковник ФСБ был доставлен в клиническую больницу района Барнет в северном Лондоне вечером 1 ноября. В этот день у него были две встречи, участники которых оказались под подозрением в первую очередь. Сам Александр Литвиненко рассказал, что он встретился с итальянским гражданином Марио Скарамеллой, якобы передавшим ему документы о возможной причастности ФСБ к убийству Анны Политковской. Однако позднее Скарамелла сам явился в британское посольство в Риме и заявил, что собирался обсудить с Литвиненко, как с бывшим сотрудником российских спецслужб, вероятность угроз, полученных им по электронной почте в связи с участием в работе комиссии, расследовавшей деятельность КГБ в Италии.

Затем под подозрением оказался бывший сотрудник ФСБ Андрей Луговой впоследствии сотрудничавший с Борисом Березовским. Он также опроверг свою причастность к возможному отравлению Литвиненко, сказав, что встречался с покойным, чтобы обсудить деловые вопросы. Выяснилось также, что на этой встрече присутствовали два российских бизнесмена, Дмитрий Коврон (по другим данным, Дмитрий Ковтун) и Вячеслав Соколенко. При этом Луговой опроверг информацию об участии в переговорах некоего Владимира, упоминаемого ранее как участника встречи.

Несмотря на то, что Литвиненко был госпитализирован, как уже говорилось, 1 ноября, первые сообщения о том, что он отравлен, появились только 11 ноября. 17 ноября его состояние ухудшилось, и его перевели в больницу University College Hospital, выставив возле его палаты вооруженную охрану. 19 ноября появились первые версии отравления. В качестве яда был назван тяжелый металл таллий, соли которого используются в крысиной отраве.

20 ноября Литвиненко был переведен в палату интенсивной терапии. Тогда же в западных СМИ были распространены фотографии бывшего офицера ФСБ в больнице, на которых он был изображен изможденным и с выпавшими волосами. Полиция начала официальное следствие по подозрению в "преднамеренном отравлении" Литвиненко, но прежде чем делать какие-либо выводы, в Скотланд-Ярде решили дождаться результатов токсикологической экспертизы.

21 ноября специалист по токсикологии Джон Генри, принимавший участие в расследовании отравления президента Украины Владимира Ющенко, заявил, что Литвиненко может быть отравлен "радиоактивным таллием". Лечащие врачи Литвиненко в то же время выразили сомнение в том, что симптомы болезни у их пациента напоминают обычное отравление таллием.

22 ноября заведующий отделением интенсивной терапии больницы Джефф Беллинген официально исключил версии об отравлении Литвиненко таллием или каким-либо радиоактивным веществом. Вечером этого же дня у пациента произошел инфаркт, приведший, по некоторым данным, к остановке сердца. Утром 23 ноября лечащие врачи подтвердили, что Литвиненко подключен к системе искусственного жизнеобеспечения, и отметили, что его состояние близко к критическому. К вечеру Литвиненко умер.

Врачи утверждают, что они испробовали все средства лечения, но так и не смогли прийти к выводу о природе заболевания. Возможно, какой-нибудь свет на то, что произошло с Литвиненко, прольет патологоанатомическая экспертиза. Пока что патологоанатомы смогли обнаружить в теле Литвиненко некоторое количество радиоактивного элемента полония-210. Ранее сообщалось, что у Литвиненко наблюдается обширное поражение костного мозга, что привело к ослаблению иммунной системы.

Однако версия об отравлении пока что не находит официального подтверждения. Врачи University College Hospital заявили, что причину смерти должны установить следователи, которым больница предоставит результаты своих исследований.

Еще до врачебной конференции в британских СМИ высказывались необычные предположения о том, что Литвиненко отравлен в ходе курса химиотерапии, что Литвиненко отравлен противоядием, и даже что Литвиненко отравил себя сам. Но все эти версии основывались лишь на сообщениях анонимных источников, не утруждающих себя доказательствами. Между тем практически все газеты так или иначе связывают смерть Литвиненко с его резкими выступлениями в адрес президента России. Версия об отравлении Литвиненко российскими спецслужбами является, пожалуй, самой распространенной. В подтверждение вероятности такого сценария приводится убийство агентом КГБ болгарского диссидента Георгия Маркова в 1978 году.

Пресс-бюро Службы внешней разведки России даже сочло нужным выступить с заявлением, в котором разъяснило, что российская разведка последний раз прибегала к ликвидации с помощью яда в 1959 году, когда был отравлен украинский националист Степан Бандера. Первый заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков, комментируя сообщения о смерти Литвиненко, заявил, что это дело правоохранительных органов Великобритании, где Литвиненко получил политическое убежище.

Между тем друзья бывшего офицера ФСБ, видя прохладное отношение Скотланд-Ярда к версии о причастности Москвы, уже заявляют, что официальному Лондону невыгодно раздувать дело об отравлении. Источники газеты Guardian в британских спецслужбах не исключают возможность того, что болезнь Литвиненко была использована кем-то, чтобы бросить тень на Кремль и российские спецслужбы.

Британское издание также отмечает, что массированная пиар-кампания вокруг отравления Литвиненко развернулась после того, как в середине ноября его состояние резко ухудшилось. По данным Guardian, кампания была организована пиар-агентством, которое возглавляет Тим Белл, ранее работавший с Маргарет Тэтчер, а ее заказчиком является Борис Березовский. Именно Chime Communications распространяла информацию о состоянии здоровья Литвиненко и его фотографии в больнице.

Березовский также лично нанимал человека, который интервьюировал специалиста по токсикологии Джона Генри, выступившего с версией отравления радиоактивным таллием. Однако в больнице заявили, что Генри не лечил Литвиненко и не был знаком с результатами обследований, когда выдвигал свою версию.

Последней пиар-акцией стало оглашение перед телекамерами прощальной записки Литвиненко, якобы написанной по его диктовку незадолго до смерти. Записку зачитал друг покойного Александр Гольдфарб. В ней Литвиненко обращался "человеку, на котором лежит ответственность за мое нынешнее состояние". "Вы можете заставить замолчать одного человека, но шквал протестов со всего мира будет звучать, мистер Путин, в ваших ушах до конца ваших дней", - приводят цитату СМИ. Плачущий отец Литвиненко обвинил в гибели своего сына "руку Москвы" и пообещал увековечить память о нем, когда рухнет "бессовестный режим".

< Назад в рубрику