На этой неделе в прокат выходят фильмы "Лабиринт Фавна", "Аврора", "Техасская резня бензопилой: Начало", "Париж, я люблю тебяя". Обозреватели журнала Time Out Москва обнаружили пламенеющую готику в истории об испанских партизанах, уверовали в спасительную силу балета, узнали, почем фунт человеческого мяса на Среднем Западе, и выяснили, за что любят Париж сильные мира сего.
Режиссер Гилльермо Дель Торо. Жанр: партизан-хоррор. Мексика - Испания - США, 2006. В ролях: Ивана Бакуэро, Серджи Лопес, Марибель Верду, Дуг Джонс. 119 мин.
В 1944 году, незадолго до крушения режима Франко, только-только вступившая в подростковую пору Офелия (Ивана Бакуэро) переезжает вместе с беременной мамой куда-то в горы Северной Испании к новому отчиму - капитану Видалю (Серджи Лопес). Капитан человек не то чтобы злой, но какой-то одномерный: любит порядок и карманные часы, заводить граммофон, отлавливать повстанцев и расстреливать их из немецкого пистолета "люггер".
Общего языка двенадцатилетняя фантазерка и ледяной садист не найдут - это ясно с самого начала: Офелия влюблена в свой сборник сказок, а фашисты, как известно, книжек не любят. Зато девочка сразу же знакомится с местными феями и весьма учтивым, хотя и страшноватым фавном, которые убеждают ее в том, что она, ни больше ни меньше, принцесса волшебного подземного царства, которой нужно пройти три испытания.
У Гилльермо Дель Торо, почитаемого не только за второго "Блейда" или "Хеллбоя", но и, в частности, за "Хребет дьявола", события которого также разворачивались на фоне гражданской войны в Испании, получилась удивительная вещь. Он смешал два доселе несовместимых жанра: пламенную песню про партизан (временами "Лабиринт" подозрительно похож на последний фильм Кена Лоуча) и "Гарри Поттера" в самых мрачных и готических его проявлениях.
Буквально это выглядит так - пока франкисты клещами вытягивают правду из пленных республиканцев, стрекозы и цикады превращаются в эльфов, корень мандрагоры отчаянно хочет стать человеком, а под землей бродят натурально босховские существа. С ними Офелии надо справиться - извлечь, например, золотой ключик из потрохов гигантской жабы или перехитрить жуткого упыря с глазами в ладонях, по сравнению с которым Гитлер, Муссолини и Сталин - три розовых поросенка.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Сказочные герои гротескны и чудовищны, но составленная из крови и пота реальность не отстает от них ни на шаг. Лишенная всякого стыда камера то и дело демонстрирует, как одному отпиливают без анестезии ногу, другому проламывают бутылкой череп, третьему режут щеки кухонным ножом, а рассказанная на ночь сказка превращается в сюрреалистический и завораживающий кошмар. Вряд ли стоит вести на этот фильм детей, но родителям нужно сходить обязательно. Хотя бы ради пронзительного финала, который даже закоренелого циника доведет до слез.
Василий Степанов, Time Out Москва
Режиссер: Оксана Байрак. Жанр: танец умирающего лебедя. Украина, 2006. В ролях: Анастасия Зюркалова, Дмитрий Харатьян, Эрик Робертс. 100 мин.
Многие завистники считают фильмы Оксаны Байрак блефом. Такое невежество совершенно недопустимо в отношении режиссера, от работ которого чуть не упала в обморок Кира Муратова и чей фильм (собственно, "Аврора") выдвинут на "Оскар" от Украины. Так вот, фильмы Байрак существуют и называются романтично, но без изысков - "Зимний сон", "Летучая мышь", "Женская интуиция", "Женская интуиция-2".
Только-только зарекомендовав себя мастером тончайших нюансов в области живописания женской интуиции, Оксана Байрак взялась за большое, проблемное кино о чернобыльской трагедии. Авария на электростанции рассматривается тут через призму балетного искусства, что, согласитесь, небанально. Сюжет такой - воспитанница детского дома Аврора мечтает о балете. Но, будучи жертвой Чернобыля, она и дышит-то еле-еле. Облысевшую Аврору отправляют лечиться в американский госпиталь.
Там она встречает известнейшего танцора балета, патлатого Ника Астахова (Дмитрий Харатьян в блондинистом парике) и его не менее патлатого друга по имени Джеймс Браун (Эрик Робертс в цилиндре). Балерун катится по наклонной плоскости: нюхает наркотики, не живет с семьей. Но знакомство с Авророй меняет его отношение к жизни.
Фильм Байрак был выдвинут на "Оскар" еще до своего выхода в прокат - это как-то даже не по-женски смело. Да и расчет на то, чтобы разжалобить американских киноакадемиков видом больного ребенка, тоже не назовешь робким. Хотя никакого криминала ведь тут нет. Это в секс-индустрии или подпольной трансплантологии детям не место, а про использование лысых девочек в художественных целях закон ничего не говорит.
Анастасия Ченцова, Time Out Москва
Режиссер: Джонатан Либесман. Жанр: приключения фарша. США, 2006. В ролях: Джордана Брюстер, Тейлор Хендли, Эндрю Бринярски. 91 мин.
В далеком 1939 году техасская толстуха разрешается плодом, после чего падает оземь без чувств. Младенца сразу же относят в выгребную яму, но в последний момент его пригревает бродяжка. Это она, конечно, зря - тридцать лет спустя, в таком же далеком от нас 69-м, карапуз эволюционирует в одиозную Кожаную Рожу, маньяка в маске из человеческой кожи, неохотно выпускающего из рук тесак.
Вначале парень строгает коров на мясокомбинате, а после того как бойню закрывают, переходит на людей. Страдать от результатов этого трудоголизма - тинейджерам-шестидесятникам, а над ними, ко всему прочему, висит еще и повестка из военкомата: Вьетнам зовет.
Все это вызывает ощущение дежавю - и понятно почему. Майкл Бэй, продюсер приквела "Техасской резни", только делает вид, что развивает сюжетную линию культового ужастика Тоуба Хупера. Развивает-то он все больше спродюсированный им же ремейк трехлетней давности и нагромождает на оригинал какие-то переваренные общие места. А изначальная "Резня" 1974 года совсем не приспособлена выдерживать такой гнет - ей и собственных горе-сиквелов вполне хватало. В этом и заключается весь ужас.
В качестве морали получается глубокий вывод: если какому-то тридцатилетнему лбу, да еще с перверсиями, нравится нарубать бифштексы на скотобойне, то увольнять его - себе дороже. Но не себя ли защищает режиссер и продюсер, отстаивая принцип "где родился, там и пригодился"? Ведь про его киноподвиги еще с "Армагеддона" особо чувствительные граждане вопят во весь голос и просят ни под каким предлогом не подпускать Бэя, "этого мясника", к съемочной площадке.
Илья Миллер,Time Out Москва
Режиссеры: Гас Ван Сент, Том Тыквер, Нобухиро Сува, Джоэл Коэн, Итан Коэн, Оливье Ассаяс, Александр Пейн и др.. Жанр: путеводитель. Германия - Франция - Лихтенштейн - Швейцария, 2006. В ролях: Мэгги Джилленхолл, Стив Бушеми, Боб Хоскинс, Фанни Ардан, Натали Портман, Элайджа Вуд, Ник Нолт. 120 мин.
Это признание в любви французской столице - обычный международный проект-гандикап, каких выходит по два-три в год. Впрочем, у этого конкретного проекта есть приятные отличия. Во-первых, все сюжеты - даже те, где есть ковбои (фрагмент Нобухиро Сува) или, скажем, женское кунг-фу (фрагмент Кристофера Дойла), - действительно о Париже.
Во-вторых, последовательность историй тут подчинена некоей логике - скорее географической, но иногда и сюжетной. При этом заметно, что сговориться между собой режиссерам не дали, и в результате фильм приобрел даже некоторую социологическую ценность. Видно, что в представлении иностранцев Париж оказывается в первую очередь городом влюбленных всех возрастов, во вторую - актеров, в третью - хулиганов с ножиками, в четвертую - знаменитых покойников (днем они лежат на Пер-Лашез, а по ночам добираются аж до квартала Мадлен).
Пересказывать все мини-сюжеты, разумеется, бессмысленно, и половину из них, по гамбургскому счету, можно было бы без сожаления смыть с пленки. Вторая половина оказывается подборкой недурных анекдотов, но вот оставшиеся две-три истории (братьев Коэнов - о расстрелянном горошинами лупоглазом американском туристе, Оливье Ассаяса - о несложившемся романе между Мэгги Джилленхолл и ее драгдилером и лучший, Александра Пейна, - о том, как толстая одинокая американка пережила в Париже катарсис) - действительно настоящие шедевры малой формы.
Впрочем, именно они-то имеют к Парижу самое отдаленное отношение.
Василий Корецкий,Time Out Москва