Бывший СССР
00:17, 30 ноября 2006

Незалежный геноцид "Оранжевая коалиция" напомнила о себе при голосовании о голодоморе

Михаил Тищенко

Вечером 28 ноября после пятичасовых дебатов Верховная Рада приняла закон, в соответствии с которым массовый голод на Украине в 1932-1933 годах официально признан "геноцидом", а его публичное отрицание запрещено. Сторонникам законопроекта ("Нашей Украине" и БЮТ) удалось набрать большинство голосов благодаря поддержке социалистов и их лидера Александра Мороза, которые минувшим летом покинули "оранжевую коалицию" и пополнили ряды "красно-голубых".

Комментируя законопроект, который уже приобрел скандальную репутацию, депутаты наперебой убеждали друг друга, что при его обсуждении следует отбросить сиюминутные политические интересы и продемонстрировать народу и миру солидарность в столь важном вопросе. Депутат от "Партии регионов" Евгений Кушнарев даже заявил, что решение Рады должно "объединить всю украинскую нацию".

На деле все произошло наоборот. Политические противники воспользовались "историческим заседанием", чтобы высказать друг другу свои претензии. "Оранжевые" обвинили "красно-голубых" в отсутствии принципиальности, а в ответ получили обвинение в популизме. Спикеру Александру Морозу досталось и от тех, и от других. "Оранжевые" ругали его за нерешительность: как выразился депутат "Нашей Украины" Борис Беспалый, "Мороз, наверное, получил нахлобучку от своих начальников из "Партии регионов" и что-то мудрит". "Красно-голубые" - за "двойную игру": "регионал" Евгений Кушнарев заявил, что "Мороз на всякий случай мостит дорогу в "оранжевое логово".

Общую оценку ситуации дал депутат-коммунист Леонид Грач, заявив, что украинское руководство по-прежнему находится в "политическом бермудском треугольнике", где с одной стороны - президент Виктор Ющенко, с другой - премьер Виктор Янукович, а с третьей - Александр Мороз, который к тому же "вечно мечется в разные стороны".

Компромисс

Законопроект о голодоморе президент Украины Виктор Ющенко направил в парламент 2 ноября. События 1932-1933 годов оценивались в документе как "геноцид украинской нации", а за отрицание геноцида предусматривалась административная ответственность. "Я не прошу, я требую от парламента признать голодомор актом геноцида, это его прямая обязанность", - заявил Ющенко, добавив, что к России как правопреемнице СССР у него претензий нет. Комментируя слухи о намерении Киева потребовать от Москвы компенсации за голодомор, президент отметил, что ответственность за репрессии несет "коммунистический сталинский режим", от которого пострадали народы как Украины, так и России.

Свой вариант законопроекта депутаты из "Партии регионов" внесли в парламент 17 ноября. Слова "геноцид" в этом документе не было. Вместо этого голодомор предлагалось назвать "трагедией", а тех, кто его публично отрицает, не наказывать, а просто осуждать "за унижение достоинства украинского народа и надругательство над памятью умерших".

После долгих споров депутаты приняли компромиссный вариант: слово "геноцид" оставили, административную ответственность убрали. Кроме того сочетание "геноцид украинской нации" заменили на "геноцид украинского народа", то есть фактически признали, что репрессии были направлены не только против украинцев, но и против русских, а также представителей других национальностей.

Закон, который уже подписал Виктор Ющенко, также обязал украинское государство проводить исследования голодомора и мероприятия в память о его жертвах. В частности, к 75-летию голодомора (2008 год) в Киеве планируется построить соответствующий мемориал.

Российские политики, которые вне зависимости от партийной принадлежности не склонны осуждать "сталинский режим", сдержанно прокомментировали известие из Киева. МИД РФ высказался в том смысле, что украинские депутаты занялись не своим делом. Как заявил представитель ведомства Михаил Камынин, "подобного рода вопросы должны рассматриваться историками-специалистами в рамках существующих двусторонних механизмов". Депутат Госдумы Константин Косачев заявил, что законопроект вообще не является юридическим документом и не влечет юридических последствий ни для Украины, ни для других бывших республик СССР, включая Россию.

Впрочем, даже если Украина попытается требовать каких-либо компенсаций в соответствии с новым законом, то столкнется при этом с целым рядом сложностей, считает украинский политолог Олесь Доний. Киев, по его словам, имеет мало опыта в отстаивании своих интересов на межгосударственном уровне, а у Москвы в настоящее время есть сильное лобби как в мировых инстанциях, так и внутри самой Украины. С учетом этих обстоятельств возможность получить какие-то компенсации очень сомнительна, хотя подобные попытки, как отмечает эксперт, вероятно, будут.

Кто все эти люди?

Подписывая законопроект, Виктор Ющенко похвалил спикера Рады за то, что тот постарался объединить депутатов в данном вопросе. Впрочем, если члены бывшей "оранжевой коалиции" и продемонстрировали солидарность, то конфронтация между ушедшими в оппозицию "оранжевыми" и сформировавшими правящую коалицию "красно-голубыми" только усилилась.

Уже на следующий день украинское правительство лишилось "оранжевого" министра по делам семьи, молодежи и спорта. Юрий Павленко был так возмущен поведением "регионалов" на "историческом заседании" парламента, что отказался ходить на работу. "Память о десяти миллионах невинно убиенных моих соотечественников, - заявил министр, - не дает мне морального права в дальнейшем принимать участие в заседаниях кабинета министров и других органов, сформированных "антикризисной коалицией".

Павленко попросил Раду "срочно рассмотреть" его заявление об отставке, что и было сделано 29 ноября. Как известно, это заявление пролежало в украинском парламенте больше месяца: Верховная Рада зарегистрировала его в середине ноября, после того как "Наша Украина", потерявшая большинство в парламенте, определилась с переходом в оппозицию и рекомендовала своим министрам покинуть правительство.

Депутат Рады Леонид Грач. Кадр НТВ.
Lenta.ru

В свою очередь, депутат от Компартии Украины Александр Голуб заявил 29 ноября, что после демарша социалистов его партия может выйти из "антикризисной коалиции", а также поставить вопрос об отставке спикера Рады. "Если социалисты и "регионалы" и дальше будут демонстрировать на словах одно, а на деле другое, то мы уйдем и плотно закроем за собой дверь", - вторит его товарищ по партии Леонид Грач. При этом он подчеркнул, что коммунисты и так уже находятся "в оппозиции, настоящей и системной".

Наблюдая за перебранкой в правящей коалиции, "оранжевые" не скрывают удовольствия и оптимизма. Депутат от "Нашей Украины" Юрий Артеменко уже заявил, что его партия вполне может объединиться с социалистами и Блоком Юлии Тимошенко, а Мороз в этом случае имеет все шансы сохранить за собой пост спикера. "Регионалы", в свою очередь, ссылаются на свою популярность в народе и уверяют, что вполне способны обойтись без коммунистов, если те пожелают уйти из коалиции. Как выразился депутат Тарас Чорновил, "это не будет для нас существенной проблемой, даже если дело закончится досрочными выборами". "Мы знаем, что несмотря на то, что мы при власти, наш рейтинг все равно является наивысшим в Украине", - заявил депутат.

Впрочем, депутат из Соцпартии Василий Цушко считает, что разговоры о развале правящей коалиции и отставке Мороза останутся только разговорами. "Такая возможность есть всегда, но распада не будет", - отметил депутат. Желая, очевидно, обосновать свою точку зрения, он добавил, что "инстинкт самосохранения у человека самый сильный, а у депутатов - он сильнее еще в пять раз". Кто бы сомневался…

< Назад в рубрику