В Москве 4 декабря состоялся аукцион, на котором продавались 54 объекта недвижимости, принадлежащих ОАО "Москвич". Стартовая цена составила 5,5 миллиарда долларов. Обе площадки завода купила группа компаний "Метрополь", которая намерена на одной из них возвести жилья на миллиард долларов, а другую отдать под сборку автомобилей. Однако не всем эти планы пришлись по душе.
Пустить с молотка недвижимость АЗЛК решили в конце октября 2006 года. На торги выставили старую (Волгоградский проспект, владение 32) и новую (Волгоградский проспект, владение 42) площадки завода общей площадью около 750 тысяч квадратных метров. Оценку объектов провело Росимущество.
Предполагалось, что за привлекательные участки поборются четыре организации: группа компаний "Метрополь", компания "Прометей", Mirax Group и правительство Москвы. Однако перед самым аукционом с дистанции сошли московские власти, объяснившие, что их интересовали лишь ДК "Москвич" и новая площадка ОАО "Москвич", а выставление имущества одним лотом их не устраивает.
Новую площадку предполагалось использовать для расширения автопроизводства компании "Автофрамос", выпускающую Renault Logan. Ожидалось, что с помощью новой площадки выпуск Logan через полтора года увеличат с 60 до 120 тысяч автомобилей.
Победитель
В торгах победила группа компаний "Метрополь", заплатившая на 48 миллионов рублей больше стартовой цены. По данным газеты
"Коммерсант", средства для оплаты взяли из паевого фонда, созданного осенью 2006 года. В то же время, по данным агентства
"Интерфакс", "Метрополь" использовал не только свои средства. Тем не менее, в компании считают, что все расходы окупятся за три года.
К немалой удаче "Метрополя", недвижимость удалось купить без обременения долгами завода, от которого кредиторы требуют примерно 28 миллиардов рублей. Большие суммы "Москвич" задолжал Минфину, налоговой службе и правительству Москвы.
По словам Михаила Слипенчука, гендиректора компании-победителя, из суеверия "Метрополь" до победы на аукционе не занимался детальной проработкой территорий. Однако основные планы уже известны - на старой площадке "Метрополь" построит жилье, офисы и торговые площади.
При этом только в жилье "Метрополь" вложит до миллиарда долларов. Кроме того, на территории возведут офисно-гостиничный комплекс категории "Б+". Подготовка документов займет у компании год, а еще два года будут строиться сами дома.
Интересно, что новую площадку "Москвича" победители не против использовать для сборки автомобилей. Более того, гендиректор "Метрополя" заявил, что выкупленное имущество будет использоваться в соответствии с московским градостроительным планом.
Здесь надо заметить, что постановлением столичного правительства земельный участок площадью в 126 гектаров по адресу Волгоградский проспект, владение 42 внесен в кадастр как промзона, пригодная лишь для размещения объектов промышленности и науки. Так что построить на этом месте жилье все равно не получится, и "Метрополь" уже готов обсудить с московскими властями возможности использования территории.
Впрочем, непросто будет использовать под жилье и старую площадку. По некоторым данным, ее рекультивация обойдется "Метрополю" не дешевле 300 миллионов долларов.
Mirax Group
В отличие от столичного правительства группа Mirax хотела принять участие в аукционе во что бы то ни стало. Однако ее не пустили на аукцион. По словам председателя совета директоров компании Максима Темникова, представителей Mirax Group в последний день приема заявок (29 ноября) просто не пустили к конкурсному управляющему Александру Иванову для подписания соглашения о задатке.
Сам Александр Иванов заявил, что в последние минуты заявки обычно подают рейдеры, которые намерены шантажировать конкурсного управляющего и победителя торгов. Он добавил, что его многолетний опыт работы конкурсным управляющим указывает на то, что действия Mirax были направлены исключительно на срыв торгов. В заявлении по итогам торгов он отметил, что попытка срыва торгов сопровождалась "выбросом большого количества заведомо ложной информации в СМИ".
Представитель "Метрополя" прокомментировал ситуацию мягче, заявив, что заявку просто подали слишком поздно.
В свою очередь, Mirax Group, по данным "Коммерсанта" обратилась в московский арбитраж, чтобы отменить результаты аукциона. В "Метрополе" заявили, что у Mirax "есть право на такие действия, но нет оснований". Тем не менее, Mirax Group намерена подать исковое заявление в суд о возмещении репутационного вреда, нанесенного корпорации выступлением Иванова.
В Mirax говорят, что пытались отыскать Александра Иванова в течение двух недель, однако "телефоны не отвечали, сотрудники утверждали, что их руководитель в командировке, и не знали, где его можно найти". Задаток, превышающий миллиард рублей, компания отозвала, испугавшись, что из-за отсутствия подписи конкурсного управляющего его будет трудно получить со счетов обанкротившегося ОАО "Москвич".
Интересные комбинации
Любопытнее всего изменение отношения к аукциону у властей Москвы. Так, 30 ноября замруководителя департамента имущества Москвы Валерий Ануприенко заявил, что "условия проведения аукциона по компании "Москвич" не соответствуют российскому законодательству и участники торгов могут потерять значительные средства в случае участия в конкурсе".
Он добавил, что выставленные организаторами условия рискованны для добросовестных участников, и уточнил, что согласно условиям аукциона, задаток в размере 1,1 миллиарда рублей не возвращается организации, подавшей заявку, но физически не принимавшей участия в торгах.
Впрочем, после победы "Метрополя" оказалось, что городские власти не имеют ничего против аукциона и не будут подавать в суд на предмет нарушений проведения конкурса. По крайней мере, об этом заявил министр правительства Москвы Евгений Пантелеев.
Журналисты
"Российской газеты", в свою очередь, обратили внимание на организаторов торгов, ОАО "Федеральная фондовая корпорация". Ссылаясь на "экспертов, близких к правительству Москвы" они утверждают, что федеральная корпорация (государству принадлежит более 60 процентов завода) "профукала" в ходе торгов много денег, а столичные власти выручили бы за недвижимость "Москвича" как минимум вдвое больше.
Учитывая разгорающиеся вокруг недвижимости завода страсти, надо думать, что как у состоявшихся, так и у несостоявшихся участников аукциона еще будет шанс на повторение торгов.
Но, конечно, самый интересный вопрос остался без ответа: что такое второй участник торгов, неизвестная участникам рынка фирма "Прометей", и откуда у нее миллиард рублей на задаток?