Россия
23:03, 6 декабря 2006

Генпрокурор о самом главном Генпрокурор РФ удовлетворил любопытство журналистов

Андрей Кузнецов

Генпрокуратура РФ устроила 5 ноября масштабную пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов, в ходе которой, по признанию генпрокурора Юрия Чайки, попыталась максимально удовлетворить их любопытство. Во вступительном слове Чайка рассказал о предпринимаемых мерах по борьбе с коррупцией, о стратегии борьбы с этим злом и о выполнении поручений президента.

Он напомнил, что проверки были проведены в 11 федеральных министерствах, службах и агентствах, а также в их территориальных подразделениях. По результатам проверок в суды направлены более тысячи исков, а почти три тысячи чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Затем Чайка рассказал журналистам о мерах, предпринимаемых для противодействия экстремизму и разжиганию межнациональной розни. Однако, как и предыдущий топик, эта тема не вызвала энтузиазма у собравшихся. Большинство вопросов, заданных на пресс-конференции, касалось так называемых резонансных преступлений последнего времени, а максимальное внимание журналисты уделили делу Литвиненко.

Об этом деле генпрокурор заговорил сам, напомнив уже всем известные факты о том, что в Москву прибыла группа офицеров Скотланд-Ярда, ведущих расследование смерти бывшего офицера ФСБ, который получил в Лондоне политическое убежище. По словам генпрокурора, его заместитель по международным связям лично встречался с британскими следователями и выслушал их пожелания. Чайка сразу же предупредил журналистов, что о деталях совместной работы со Скотланд-Ярдом он не имеет права говорить, поскольку существует понятие тайны следствия.

Генпрокурор пояснил британским журналистам из газеты Guardian, что подозреваемых нельзя арестовать в России и вывезти в Великобританию, так как это противоречит конституции РФ. В качестве альтернативы Чайка предложил следующую схему. Если виновные в смерти Литвиненко будут обнаружены на территории РФ, то тогда следствие будут вести российские органы, а судить их будет российский суд по российским законам.

Чайка также отверг предположение о том, что российские власти хотят обменять Березовского и Закаева на предполагаемых убийц Литвиненко, якобы скрывающихся в России. По его словам, британской стороне когда-нибудь все равно придется выдать Березовского и Закаева. Генпрокурор отметил, что по подозрению в финансовых махинациях против Березовского возбуждены уголовные дела во Франции и Швейцарии, которые также могут потребовать его экстрадиции.

Глава Генпрокуратуры вкратце прошелся по последним громким делам. Так, он напомнил, что двое убийц губернатора Магаданской области Валентина Цветкова были задержаны в Испании и в ближайшее время будут выданы российским властям.

Говоря об убийстве Анны Политковской, Чайка отметил, что раскрытие дела об ее убийстве имеет хорошие перспективы. Однако он отказался подтвердить, что убийство связано с ее профессиональной деятельностью, хотя и признал, что эта версия рассматривается в числе остальных.

Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была убита в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве 7 октября этого года. Ранее Чайка заявлял, что следствие рассматривает "огромное количество версий", в том числе и "зарубежную". Среди прочих, выдвигались версии о причастности к смерти журналистки чеченских боевиков, противников президента Владимира Путина и премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова, а также милиционеров, оказавшихся в тюрьме после публикаций Политковской.

Коснулся Чайка и дела "ЮКОСа". Он не исключил, что Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, уже отбывающим наказание в колонии, будут предъявлены новые обвинения. Генпрокурор пояснил, что за последние три-четыре месяца в рамках дела "ЮКОСа" были возбуждены еще несколько уголовных дел, в том числе в отношении менеджеров дочерних компаний в Томске и других регионах. Чайка уточнил, что дело "ЮКОСа" состоит из множества эпизодов, а для предъявления новых обвинений бывшему главе компании потребуется собрать достаточные доказательства.

Журналисты газеты The Times проявили между тем осведомленность в таких вопросах, как дело против руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Они поинтересовались у Чайки, следует ли, по его мнению, продолжать реализацию федеральной программы с поставками лекарств для льготников частными фирмами. Ответ генпрокурора был неожиданно резким: "Я думаю, вопрос, что надо изменить в министерстве, вы задайте правительству и Зурабову. Откуда ж я, генеральный прокурор, знаю, что там надо изменить с точки зрения механизмов функционирования. Я не специалист в этой области".

В целом генпрокурор не сообщил журналистам ничего нового, поскольку очевидно, что пресс-конференция была устроена только для того, чтобы показать открытость его ведомства.

Расплывчатые формулировки ответов были ожидаемыми, и никто не ожидал сенсаций от этого протокольного мероприятия, поэтому заявление Чайки о раскрытии убийства одного из руководителей Банка России Андрея Козлова не вызвало должного резонанса. В конце своего вступительного слова генпрокурор сказал: "Что касается убийства первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова. То я уже должен сказать. что в ходе расследования арестован ряд лиц, имеющих непосредственное отношение к совершенному преступлению. То есть дело считается раскрытым". Вслед за этим журналисты стали задавать Чайке вопросы по делу Литвиненко.

Из сказанного генпрокурором можно сделать вывод, что трое задержанных в начале октября граждан Украины превратились из подозреваемых в обвиняемых. Однако официальной информации о предъявлении им обвинений нигде не проходило. Кроме того, Чайка ничего не сказал о предполагаемых заказчиках преступления и мотивах убийства, а это в резонансных преступлениях обычно самое главное.

< Назад в рубрику