Россия
18:57, 8 декабря 2006

Тайны бухгалтера боевиков ФСБ расшифровала архив эмиссара "Аль-Каеды" на Северном Кавказе Абу Хавса

Российские спецслужбы почти через две недели после ликвидации иорданского наемника Абу Хавса обнародовали сведения, полученные ими из его личного архива. Этот боевик считался эмиссаром международных террористов, в частности "Аль-Каеды", на Северном Кавказе, а проще говоря, был бухгалтером - к нему стекались основные финансовые потоки от зарубежных спонсоров "джихада" в России. Из документов удалось узнать и некоторые подробности о личной жизни боевика и чертах его характера.

Архив, который на самом деле представляет собой обычные школьные тетради, исписанные мелким почерком на арабском и русском языках, был захвачен 26 ноября в дагестанском городе Хасавюрт во время спецоперации ФСБ, в ходе которой Абу Хавс и еще четверо других боевиков были убиты.

Один из участников захвата, сотрудник ФСБ, рассказал "Российской газете" о содержании тетрадей арабского наемника. По его словам, на разбор, перевод и расшифровку написанного Хавсом ушло более недели. Записи иорданца содержат финансовую отчетность за несколько лет. В них собрана информация о тех, от кого приходили и как в дальнейшем распределялись средства, направляемые из-за рубежа для ведения войны с Россией.

По сведениям издания, документы содержат отчет за двухлетний период - с 2005 по 2006 годы. Так, за 2005 год общая сумма поступлений от спонсоров составила 340 тысяч долларов. Эти деньги были распределены по трем доверенным лицам на территории Чечни. Точно неизвестно, что было оплачено за счет этих средств. Хавс дал распоряжение своим помощникам выдавать деньги исполнителям терактов, только если те предоставят видеокассеты с их записью.

В январе 2006 года иорданец получил 200 тысяч долларов и 195 тысяч евро. Были найдены письма Абу Хавса на имена неких арабских шейхов (по каким-то причинам эти послания не были отправлены), в которых он жаловался на мусульманские общины Турции, Ближнего Востока и Европы, сократившие выплаты на войну в Чечне и предпочитающие финансировать "джихад" против американцев в Ираке.

Самое крупное поступление зафиксировано в мае этого года. Тогда полевой командир Доку Умаров (ему еще предстоит 17 июня стать президентом самопровозглашенной республики Ичкерия после ликвидации в Аргуне Абдулы Халима Сайдуллаева) получил пять миллионов долларов в качестве выкупа за богатого заложника (кто это был, не сообщается). Однако Умаров поделился деньгами со своим руководством, отправив полтора миллиона Сайдуллаеву. Тот передал 500 тысяч долларов Абу Хавсу, поручив распределить их среди боевиков.

Бумаги, обнаруженные в доме, где скрывался Абу Хавс. Кадр НТВ.
Lenta.ru

Так, 150 тысяч получил Раппани Халилов. Он известен тем, что во время вторжения чеченских боевиков в Дагестан в 1999 году принимал активное участие в боях в Ботлихском и Новолакском районах, организовал ряд терактов. Самый громкий из них - взрыв во время демонстрации 9 мая 2002 года в Каспийске, в результате которого погибли 42 человека. Его считают родственником Хаттаба, так как он, по некоторым сведениям, женат на двоюродной сестре жены арабского наемника, убитого в апреле 2002 года. По последним данным, Умаров назначил Халилова командующим Дагестанским фронтом.

Сто тысяч долларов досталось командующему так называемым "Восточным фронтом вооруженных сил Ичкерии" Султану Хадисову (убит 29 сентября), и 90 тысяч - полевому командиру Хайрулле (он известен тем, что публично взял на себя ответственность за взрыв на грозненском стадионе "Динамо" 9 мая 2004 года, в результате которого погиб президент Чечни Ахмад Кадыров). Хайрулла, кстати, сменил Хадисова в качестве командующего восточным направлением после его ликвидации.

Из записей Хавса также следует, что полученные деньги он не только направлял рядовым исполнителям терактов, но и руководителям чеченского подполья, а именно Аслану Масхадову (убит 8 марта 2005 года) и Абдуле Халиму Сайдуллаеву (убит 17 июня 2006 года), последовательно сменявшихся на посту президента самопровозглашенной республики Ичкерия. Это, по мнению издания, свидетельствует о связях международных террористов и так называемого "чеченского сопротивления".

Помимо этих "существенных" вопросов Абу Хавс решал и свои личные дела, используя кассу боевиков. В тетрадях иорданца указано, что по тысяче долларов он отправлял одной из трех своих чеченских жен, которая живет в Баку. Кроме того, оперативники обнаружили в архивах боевика любовные стихи, которые он посвящал своей жене. Правда, никаких строк из "поэтических творений" араба не приводится.

По данным спецслужб, Абу Хавс начал делать записи, начиная с 1999 года. Именно тогда он нелегально перешел из Панкисского ущелья в Грузии на российскую территорию, в Чечню. Вместе с ним находилась группа из боевиков в составе 70 человек. Кстати, это было не первое его посещение Чеченской республики. В 1994 году по приказу руководства "Аль-Каеды" под Сержень-Юртом он работал инструктором в лагере боевиков "Исламский центр "Кавказ", а в Грузию переехал через два года.

Вновь прибыв в Чечню, Хавс долгое время оставался в тени, так как действиями боевиков тогда управляли, по данным спецслужб, другие представители "Аль-Каеды" - Хаттаб и два его заместителя - Абу аль-Валид и Абу Кутейб. После ликвидации Хаттаба (2002 год) его место занял Абу аль-Валид. Правда и он вскоре был уничтожен (в апреле 2004 года). Абу Кутейб также был убит через несколько месяцев. Незадолго до этого освободившееся место представителя "Аль-Каеды" в России занял Абу Хавс. Тогда, по некоторым данным, он был провозглашен первым заместителем военного эмира Кавказа, то есть Шамиля Басаева (уничтожен 10 июля 2006 года).

Хавсу неоднократно удавалось уходить от облав, которые устраивали федеральные силы в Чечне. В ноябре 2006 года о планах иорданца перезимовать в Хасавюрте стало известно от источников, внедренных в его окружение. На этот раз уйти наемнику не удалось.

По данным спецслужб, практически все, кто въезжал на территорию Северного Кавказа, так или иначе, были финансистами. Они налаживали каналы поставок денег от исламских общин Турции, Иордании, Саудовской Аравии и стран Европы. Причем каждый араб имел свой независимый канал поступления средств, так как деньги иностранные спонсоры давали только своим соплеменникам, руководствуясь их авторитетом. А чеченские боевики особым доверием не пользовались.

Очевидно, что с ликвидацией Абу Хавса устойчивых каналов финансирования боевиков в Чечне стало значительно меньше. Однако его место, по сведения разведки, уже занял другой араб - его имя называют, как Моханед. Он, по сведениям спецслужб, имеет авторитет среди боевиков и может наладить канал для поступления денег из-за границы. Известно также, что средства Абу Хавса остались у его помощников-бухгалтеров, но о них известно только по их позывным.

Напомним, еще в 2003 году представители Объединенной группировки войск на Северном Кавказе заявляли, что финансирование чеченских боевиков из арабских государств практически полностью прекращено. Общим сбором и отправкой средств тогда занимался Зелимхан Яндарбиев. Однако 13 февраля 2004 года он был убит в Катаре (местный суд признал виновными в покушении двух сотрудников российских спецслужб, которых позднее переправили в Россию).

Сообщалось, что собираемых Яндарбиевым средств не хватало, поэтому некоторые лидеры вооруженных формирований, в частности, Руслан Гелаев и Ваха Арсанов переориентировались на сбор денег в Азербайджане и Турции. Были ли успешными их попытки получить финансирование из этих стран, неизвестно. Гелаев был убит в марте 2004, а Арсанов - в мае 2005 года.

Еще несколько лет назад спецслужбы в борьбе с боевиками сделали упор на перекрытие иностранных каналов финансовой подпитки бандформирований, считая, что без них "джихад" в Чечне угаснет сам собой. Этим и можно объяснить охоту за одиозными лидерами боевиков и их планомерное уничтожение, а также фактический запрет на работу международных неправительственных организаций, которых подозревали в оказании помощи бандитам. Однако, очевидно, что полностью перекрыть границы для иностранных наемников и курьеров, переправляющих деньги, пока не удается. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на "бухгалтерское поприще" Абу Хавса сразу же нашелся преемник.

Руслан Кадрматов

< Назад в рубрику