Мир
21:13, 11 декабря 2006

По гамбургскому счету В Германии возбуждено уголовное дело в отношении свидетеля по делу Литвиненко

Андрей Кузнецов

Полониевый скандал захватывает все новые страны. В минувшие выходные уголовное дело в отношении российского предпринимателя Дмитрий Ковтуна было возбуждено прокуратурой немецкого города Гамбург. Его подозревают в незаконном ввозе радиоактивного вещества, следы заражения которым были обнаружены в квартире его бывшей жены.

В качестве меры предосторожности все жильцы были временно выселены, а квартал, в котором находится дом, оцеплен. Когда выяснилось, что количество полония незначительно и не представляет опасности для окружающих, оцепление было снято, а жильцы вернулись обратно.

Немецкая полиция создала специальную следственную группу под кодовым названием "Третий человек". В Германии не исключают, что именно в Гамбурге готовился раствор полония, которым был затем отравлен в Лондоне бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко. Тем более, что Гамбургу уже не привыкать к званию столицы заговорщиков: так называемая гамбургская ячейка "Аль-Каеды" спланировала и организовала теракты 11 сентября в США.

Однако в случае с Ковтуном далеко не все очевидно. По словам прокурора Гамбурга Мартина Кенке, следствию только предстоит выяснить, был ли Ковтун уже заражен по прибытии в Германию, или же он причастен к контрабандному ввозу полония в страну. Единственным радиоактвиным местом в квартире бывшей жены Ковтуна, где он останавливался перед отлетом в Лондон, оказалась кровать, на которой спал предприниматель. Также следы полония были найдены в автомобиле, на котором он передвигался по Гамбургу во время своего краткого визита.

Дозиметры показали наличие некой радиоактивной субстанции также в доме бывшей тещи Ковтуна, расположенном в соседней федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Однако в самолете немецкого дискаунтера Germanwings, на котором Ковтун улетел в Лондон, следов полония не было обнаружено.

Немецкие правоохранительные органы обратились за помощью к своим российским коллегам с просьбой проверить самолет "Аэрофлота", на котором предприниматель прилетел из Москвы в Гамбург. В этом случае результаты проверки еще неизвестны. Более того, немецкие следователи до сих пор не установили, возвращался ли Ковтун из Лондона в Москву через Гамбург или напрямую.

Ковтун и его коллега по бизнесу Андрей Луговой, бывший сотрудник спецслужб, встречались с Литвиненко в баре лондонского отеля Millenium 1 ноября этого года. Предприниматели утверждают, что Литвиненко помогал им налаживать деловые контакты с одной из британских компаний, но эти планы были сорваны его отравлением и смертью.

Британская полиция все более склоняется к версии, что Литвиненко был отравлен именно в этой гостинице. Значительное количество полония было обнаружено в гостиничном номере, где, по некоторым данным, останавливался Луговой. Кроме того, изучив маршрут Литвиненко в предполагаемый день его отравления, следователи Скотланд-Ярда пришли к выводу, что радиоактивный след появляется именно после встречи с Луговым и Ковтуном.

Как сообщалось ранее, признаки загрязнения полонием были обнаружены и в двух самолетах British Airways, на одном из которых, как стало известно, Луговой возвращался в Москву. Происхождение этих следов остается непонятным, также как и метод отравления. Следователи склоняются к выводу, что полоний все же попал в организм Литвиненко вместе с напитком или через сигаретный дым. Уже высказывались предположения, что бывшему офицеру ФСБ преподнесли чашку с отравленным чаем, в связи с чем радиацию якобы начали искать даже в Темзе, куда она могла попасть через канализацию.

По неофициальным каналам все чаще появляются сообщения, что Луговой и Ковтун являются не столько свидетелями убийства Литвиненко, сколько главными подозреваемыми. Однако остаются неясными ни мотивы покушения, ни причина полной беспечности предполагаемых отравителей, которые сами в настоящий момент находятся в одной из московских клиник на радиологическом обследовании.

Дом бывшей тещи Ковтуна в окрестностях Гамбурга. Фото AFP
Lenta.ru

У Ковтуна, по неофициальным данным, выявлена острая форма лучевой болезни. У Лугового также подозревают поражение внутренних органов продуктами распада радионуклида. На прошлой неделе следователи Генпрокуратуры, возбудившие уголовное дело по факту убийства Литвиненко и покушения на убийство Ковтуна, допросили последнего. Сообщение о возбуждении дела появилось уже после допроса, но неизвестно, стал ли этот процессуальный шаг следствием беседы с Ковтуном или это просто совпадение.

При проведении следственных мероприятиях в Москве присутствуют сыщики Скотланд-Ярда, прилетевшие в Москву 4 декабря. По официальным данным, за неделю им и следователям российской Генпрокуратуры, удалось только дважды побеседовать с Ковтуном, после чего его состояние якобы резко ухудшилось. Допрос другого свидетеля, Лугового, так до сих пор и не состоялся, хотя он и заявляет о готовности ответить на все вопросы следователей. Впрочем, по последним данным, сотрудники Генпрокуратуры все же добрались до больничной палаты, где лежит Луговой.

Создается впечатление, что российских детективов, похоже, больше интересует возможность отправиться в командировку в Лондон и допросить Бориса Березовского и Ахмеда Закаева, выдачи которых давно добивается Генпрокуратура. Закаев уже успел заявить, что не возражает против общения с российскими следователями, поскольку "готов встретиться с любым, кто пытается провести объективное расследование" гибели Литвиненко.

В то же время глава Фонда гражданских свобод и друг семьи Литвиненко Александр Гольдфарб заявил, что он сам и вдова Александра Литвиненко Марина готовы встретиться с российскими представителями, только если британская полиция "проверит их карманы, не привезли ли они снова в Лондон полоний".

Впрочем, Генпрокуратура пока не заявляла о своем желании допросить друга семьи и вдову Литвиненко. А вот Борис Березовский предпочитает пока воздерживаться от комментариев, чтобы, по его словам, дать следствию возможность сосредоточиться на поисках убийцы или убийц Литвиненко.

Между тем осужденный за разглашение гостайны бывший коллега Литвиненко Михаил Трепашкин, отчаявшись донести до британских следователей ценную информацию, которой он, по его словам, обладает, умудрился переслать письмо из нижнетагильской колонии в респектабельное британское издание The Daily Telegtaph.

По мнению Трепашкина, к убийству Литвиненко причастен некий действующий полковник ФСБ, принимавший в ноябре 1998 года участие в пресс-конференции, на которой был раскрыт заговор российских спецслужб с целью ликвидации Березовского, занимавшего в то время пост заместителя секретаря Совета безопасности РФ.

Трепашкин, который, как и Литвиненко, был участником той пресс-конференции, сообщил газете имя предполагаемого убийцы, однако, оно не было опубликовано изданием "по юридическим причинам". Единственное описание очередного подозреваемого - на пресс-конференции он был в маске. Но в маске он был не один, а кто скрывался под масками, до сих пор неизвестно.

< Назад в рубрику