Бывший СССР
20:27, 11 декабря 2006

Пора писать "Рухнаму"? Игорь Смирнов остается бессменным президентом Приднестровья

Петр Бологов

В прошедшее воскресенье в Приднестровье состоялись президентские выборы. Уже четвертые за время существования этой самопровозглашенной республики. И выиграл их, как и во всех предыдущих случаях, действующий президент Игорь Смирнов. На этот раз соперниками его были еще три кандидата, ни один из которых заведомо не рассматривался ни экспертами, ни населением республики как серьезный противник Смирнова. Лидер приднестровских симпатий ожидаемо победил, набрав при голосовании 82,3 процента голосов избирателей, или 212 тысяч в абсолютных цифрах. Молдавия традиционно призвала мировое сообщество не признавать выборы, однако Смирнову, который укоренился в Тирасполе, как Туркменбаши в Ашхабаде ((Смирнов руководит Приднестровьем со 2 сентября 1990 года – дня провозглашения независимости республики), к недовольству Кишинева не привыкать. Конституция Приднестровья не ограничивает срок пребывания одного и того же лица на посту президента республики, поэтому у Смирнова еще будет время, чтобы написать свою "Рухнаму".

Ближайший, если так можно выразиться, преследователь Смирнова - кандидат от местной Компартии Надежда Бондаренко получила 8,1 процента голосов, редактор оппозиционной "Новой газеты" Андрей Сафонов - 3,2 процента, депутат Верховного Совета ПМР Петр Томайлы - 2,1 процента голосов. Явка избирателей составила 66,1 процента. Таким образом ЦИК республики с полным правом признал выборы состоявшимися, поскольку минимально необходимый порог явки составляет 50 процентов от числа жителей республики, имеющих право голоса.

Высказанные некоторыми политическими противниками Смирнова опасения, что он использовал в ходе предвыборной кампании административный ресурс, вряд ли можно воспринимать всерьез. Ему просто не нужно было этого делать. Как в случае с тем же Александром Лукашенко в Белоруссии - да отдай он этот самый ресурс своим соперникам в марте этого года, все равно в отсутствии реальной конкуренции переизбрания Батьке было не избежать. Смирнов стал таким же символом Приднестровья, как конфликт с Молдавией, дружба с Россией и непризнанный статус самой ПМР. Поэтому, пока изменений по всем трем указанным позициям не произойдет, глава республики может не волноваться по поводу трудоустройства.

Такой же предсказуемой, как и итоги выборов, была реакция на них со стороны российских наблюдателей (выборы в Приднестровье мониторили представители из таких же самопровозглашенных республик: Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, а также делегации из России и Украины) и молдавских властей. По словам депутата Государственной Думы РФ Натальи Нарочницкой, никаких серьезных нарушений обнаружено не было. "Таинство голосования было соблюдено, освещение в СМИ соответствовало необходимым стандартам. Таким образом, можно смело говорить о том, что выборы были демократичными, а значит Приднестровье еще раз доказало свою состоятельность и право на независимость. Свой доклад, как наблюдателей, мы опубликуем в СМИ, и представим в Москве", - сообщила депутат.

Игорь Смирнов на президентских выборах, фото AFP
Lenta.ru

Другой российский парламентарий, директор Института стран СНГ, Константин Затулин назвал прошедшие выборы "еще одним аргументом" в пользу признания ПМР в качестве суверенного государства. Не было претензий к ходу выборов и у Британской Хельсинской группы. Ее представитель Маартен Даунде ван Трооствийк отметил, что "голосование проходило четко и без нарушений". "Избирательные комиссии можно поздравить с профессиональным и безукоризненным выполнением своих обязанностей", - добавил правозащитник.

В то же время МИД Молдавии еще в пятницу направил всем дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций в Кишиневе ноту, в которой подчеркнул, что "выборы, организованные сепаратистским режимом, проходят в абсолютно недемократичной атмосфере и их результаты не могут быть признаны". При этом о невозможности признать итоги избирательной кампании в Приднестровье ранее заявили ОБСЕ, Евросоюз и Госдепартамент США. То же самое было и с сентябрьским референдумом о независимости, последствиями которого Молдавия запугивала международную общественность. Но в итоге все закончилось несколькими безрезультатными обращениями ПМР к России и другим странам с просьбой о признании. Поэтому нынешние выборы президента в Кишиневе восприняли в штыки исключительно ради традиции, поскольку ни сам факт голосования, ни гневная реакция молдаван расстановку сил в молдавско-принднестровском противостоянии не изменили ни на йоту.

Свою программу Смирнов, пообещавший остаться президентом, пока республика не будет признана официально, провозгласил на следующий день после референдума о независимости 17 сентября. Это "переход от блокадной экономики к экономике развития", гармонизация законодательства ПМР и России в сферах финансовой, экономической, налоговой и таможенной политики, социального обеспечения и образования, переход на российский рубль в качестве национальной валюты, а также конституционная реформа, предусматривающая введение поста премьер-министра, утверждаемого с согласия Верховного Совета, с передачей ему значительных полномочий в области исполнительной власти.

Объявив о неизменности курса, которое приднестровское руководство проводит уже полтора десятка лет, Смирнов завоевал симпатии большинства избирателей, настроенных на сближение с Россией. Оппонентам Смирнова оставалось только дублировать его программу, внося небольшие изменения, поскольку иная позиция не нашла бы поддержки у электората. Правда, как писал за три недели до выборов "Русский журнал", один из кандидатов - Андрей Сафонов, проигравший до этого какие только возможно избирательные кампании, заклеймил "радикальный курс президента Игоря Смирнова" и призвал к вмешательству в молдавско-приднестровский конфликт США и Евросоюза. В прошлом на страницах своей "Новой газеты" Сафонов подвергал критике референдум о независимости и поддерживал блокаду Приднестровья, ставшую результатом таможенной политики Молдавии и Украины. Те три процента, которые политик набрал на президентских выборах, лишний раз подтвердили, что жители республики не разделяют подобных взглядов. Да иной результат и представить себе трудно.

Европейский Союз устами еврокомиссара по вопросам внешних отношений и политики соседства Бениты Ферреро-Вальднер заявил, что не признает переизбрание Смирнова. "Мы, конечно, знаем о прошедшем голосовании, но, как вам известно, Европейский Союз не признает независимости Приднестровья. Мы также не признаем это голосование или его результаты", - сказала Ферреро-Вальднер, присовокупив, что ЕС поддерживает продолжение переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в формате "5+2". "Мы призываем все стороны наращивать усилия для урегулирования конфликтной ситуации путем переговоров", - подчеркнула она.

В воскресенье, опустив в урну заполненный бюллетень, Смирнов заявил: "Мы определили схему, по которой действуем: сначала референдум, потом выборы. Дальше - интеграция с Россией. Мы строим свое государство. Демократию не рисуют, а нарождают". Референдум состоялся, выборы прошли. Остается ждать, когда Смирнов вплотную соберется выполнять третью часть программы. Если не решит окончательно утвердиться в роли этакого приднестровского царька и не сядет писать "Рухнаму".

< Назад в рубрику