Предновогодняя неделя выдастся в столичных музеях не по-праздничному напряженной. В Третьяковке откроется выставка работ Александра Иванова, в Пушкинском покажут отреставрированного Рубенса, Музей современного искусства отпразднует семилетие проектом "Разговор руками", а Исторический музей устраивает серьезную и одновременно игривую экспозицию "Любовь и эрос в античной культуре".
22 декабря - 4 марта
Московский музей современного искусства отмечает свое семилетие выставкой фотографий "Разговор руками" из собрания американского коллекционера Генри Буля. Экспозиция, уже побывавшая в Петербурге, получилась невероятно представительная: 171 работа 145 авторов, включая Эля Лисицкого, Александра Родченко, Ласло Мохой-Надя, Мэн Рея, Анри Картье-Брессона, Энди Уорхола и Нан Голдин.
22 декабря - 30 апреля
В Пушкинском музее экспонируют большое полотно Питера Рубенса "Тарквиний и Лукреция", до Второй мировой войны хранившееся в Потсдаме, затем очутившееся в СССР. Отреставрированное, оно ныне принадлежит частному фонду.
24 декабря
На этой неделе пройдут три больших концерта, закрывающих филармонический фестиваль в честь столетия Дмитрия Шостаковича. Первый из них состоится в Большом зале консерватории. В нем участвуют оркестр "Новая Россия", Юрий Башмет и Виктор Третьяков. В программе - Первая симфония, Второй концерт для скрипки с оркестром и сюита вальсов из музыки к кинофильмам.
24 - 26 декабря
Культурный центр "Дом" проводит фестиваль Марка Пекарского "Музыкальные ландшафты". Программа его разнообразна: от Сен-Санса до Терри Райли и Джона Кейджа. И все это - на ударных с небольшими вкраплениями в виде флейты, фортепиано и электрооргана.
25 декабря
Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинки закроют год Шостаковича в Большом зале консерватории Одиннадцатой ("1905 год") и Четырнадцатой (на стихи Лорки, Рильке, Аполлинера) симфониями композитора. Этот концерт по определению должен стать одним из самых ярких в сезоне.
В этот же вечер в Светлановском зале Дома музыки пройдет премьера оперы Моисея (Мечислава) Вайнберга "Пассажирка". При жизни композитора ее так и не удалось поставить, несмотря на поддержку Д.Д. Шостаковича. Почему историю о встрече бывшей узницы Освенцима и надзирательницы советские музыкальные чиновники назвали абстрактно гуманистической и потому непригодной для театров, остается загадкой. "Пассажирка" прозвучит в исполнении солистов, хора и оркестра театра Станиславского.
26 - 30 декабря
Музей кино устраивает в зале ЦДХ оптимистичную ретроспективу под названием "Великие киноактеры в комедиях" и показывает классику жанра - "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" Льва Кулешова, "Генерала" Бастера Китона, "Под крышами Парижа" Рене Клера.
26 декабря - 4 февраля
Фабрика "Красный Октябрь" проводит в Музее современной истории России ностальгически-рекламную выставку "Счастье в шоколаде": коробки, банки, обертки от некогда популярных сладостей. Детям в некоторые дни предложат порисовать этикетки самим, а заодно напоят горячим шоколадом из специального фонтана.
27 декабря
Исторический музей откроет выставку с беспроигрышным названием и соответствующими экспонатами - "Любовь и эрос в античной культуре". К ней можно отнестись и просто как собранию курьезов, но для историков культуры, антропологов и сочувствующих она представляет полноценный научный интерес.
27 декабря - 25 марта
К 200-летию Александра Иванова, автора полотна "Явление Христа народу", Третьяковская галерея приурочила обширную программу. В зданиях музея на Крымском валу и в Лаврушинском переулке будут показаны работы из библейского цикла, эскизы запрестольного образа "Воскресение" для храма Христа Спасителя в Москве, серии акварельных пейзажей художника.
28 декабря
В Большом зале консерватории пройдет концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева, пригласившего выступить немецкую скрипачку Изабель Фауст. Будут исполнены концерт для скрипки с оркестром Дворжака и Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича. К слову, совсем недавно с ней выступал в Москве сын композитора, Максим. Михаил Плетнев в начале сезона Шостаковича продемонстрировал, как тонко и внимательно он владеет материалом DSCH, и не приходится сомневаться, что Седьмая прозвучит самым лучшим образом.