Экономика
22:08, 26 декабря 2006

Новогодний нажим Лукашенко не нашел под елкой подарка от "Газпрома"

Александр Поливанов

Переговоры по газу между Белоруссией и Россией зашли в тупик. "Газпром" называет условия поставок самыми льготными во всем СНГ, но белорусы все равно отказываются: президент страны Александр Лукашенко считает свою страну в газовом отношении Смоленской областью и требует повышения цен не больше, чем на 15 процентов. Учитывая, что ни "Газпром", ни Лукашенко не привыкли уступать свои позиции, новогодние праздники во второй раз подряд могут пройти под знаком газового кризиса. Только роль братской, но бедной державы теперь исполняет Белоруссия.

В то, что "Газпром" способен устроить праздничное новогоднее шоу с отключением трубопровода, все поверили в начале 2006 года, когда российский монополист на газовом кризисе значительно обновил бренд: на границу с Украиной для того, чтобы следить за захватывающим поворотом вентиля, собрались журналисты центральных телеканалов. Только вот европейские СМИ стали ассоциировать "Газпром" не со справедливым партнером, как того хотелось бы самой компании, а с суровым тираном. Тем более, что политический подтекст был налицо: Россия с помощью "Газпрома" давила на "свободную" и "оранжевую" Украину.

В ситуации с Белоруссией такой подтекст найти сложно, да и страна во главе с Александром Лукашенко никогда не воспринималась как символ демократических свобод.

Нельзя сказать, что предложение "Газпрома" по повышению цен на газ в четыре раза стало для Белоруссии неожиданностью. Впервые об этом было объявлено еще в апреле 2006 года. Впрочем, тогда еще верилось, что открытого конфликта удастся избежать, хотя белорусские чиновники и назвали предложения "Газпрома" шантажом.

Тем не менее, страсти накалялись от месяца к месяцу - белорусы пригрозили России, что выйдут из состава Союзного государства из-за высоких цен на газ. Потом последовали резкие афористичные заявления Лукашенко. Например, такое: "Россия продает нам нефть дороже, чем Украине, а цены на газ предложены выше, чем Германии. Мы никогда не будем покупать газ дороже, чем Германия. Еще те люди не умерли, которые в одних окопах с россиянами гибли".

В "Газпроме" не согласились с доводами президента Белоруссии и продолжали стоять на своем: 200 долларов за тысячу кубометров или значительный дисконт взамен акций государственного "Белтрансгаза". Этот актив "Газпром" хотел получить довольно давно, но переговорщики никак не могли сойтись в стоимости газопроводов на территории Украины. Российская монополия считала, что они до того плохи, что не стоят даже миллиарда долларов. В Белоруссии, наоборот, полагали, что газопроводы находятся в прекрасном состоянии и оценивали их в 3,5-5 миллиардов долларов.

Нанятый независимый оценщик в лице голландского банка ABN Amro никакой ясной стоимости актива не назвал. Как сообщал заместитель министра экономики Белоруссии Олег Мельников в самом конце ноября, банк представил несколько схем оценки, зависящих от объема поставок и стоимости российского газа. Тем не менее, Мельников намекнул, что ABN Amro оценила "Белтрансгаз" не "по-газпромовски", то есть приблизительно в 3,5 миллиарда долларов.

Переговоры о стоимости российского газа, между тем, снова сорвались. Даже президенты России и Белоруссии не смогли ничего решить в ходе личной встречи.

Дело в том, что аргументы обеих сторон действительно разумны. "Газпром" совершенно прав, утверждая, что Белоруссия является единственной страной, для которой Россия сохраняет все возможные преференции. Александр Лукашенко, безусловно, справедливо замечает, что повышать цены в четыре раза в течение одного года - невозможно.

Для примера возьмем последние газовые контракты, которые заключил "Газпром" с представителями СНГ или ближайшего зарубежья. Цены для Болгарии на первые шесть месяцев 2006 года были установлены в районе 91 доллара за тысячу кубометров, для Молдавии - в 170 долларов за тот же объем. Выше 200 долларов цены только для Грузии, с которой Россия не может наладить нормальных политических отношений.

Новогоднее ускорение

Ближе к Новому году конфликт между "Газпромом" и Белоруссией разразился с силой прошлогоднего украинского. Российская монополия использовала для этого прежние способы - пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов выступил по телевидению, что с ним случается только по большим праздникам. Представитель компании на всю Россию (да и Белоруссию) заявил, что переговорная позиция "Белтрансгаза" ставит под угрозу энергоснабжение Белоруссии. Провал переговоров Куприянов полностью свалил на соседнюю страну, посетовав, что настоящая цена на газпромовский газ для Белоруссии не только дотационная, но и убыточная.

Отношения президентов Белоруссии и России были в 2006 году "отравлены газом", фото AFP.
Lenta.ru

В Белоруссии, в свою очередь, все валят на "Газпром". "Сегодняшнюю ситуацию создала не белорусская сторона. Пусть они перед тем, как что-то требовать, сначала покажут документ об отмене союзного договора", - приводит мнение члена комиссии по международным делам и связям с СНГ палаты представителей Сергея Гайдукевича белорусское информагентство "Телеграф".

26 декабря стало известно, что "Газпром" подготовился к отключению Белоруссии. Для этого компания закачала в свои хранилища в Прибалтике и Германии дополнительные объемы газа. Если отключение состоится, то "Газпром" будет обслуживать своих западных клиентов с помощью этих запасов.

Стоит отметить, что "Газпром" уже отключал Белоруссию от российского газа. Это случилось в 2004 году, когда Минск забрал на обогрев домов и другие нужды газ, который должен был прибыть в Польшу, Прибалтику и Калининградскую область. Тогда бессменный президент Белоруссии также позволил себе ряд афоризмов. Например, такой: "Теперь наши отношения с Россией надолго будут отравлены газом". В 2004 году дело дошло даже до отзыва белорусского посла в Минск "для консультаций". Конфликт, впрочем, удалось разрешить без серьезного увеличения цены на газ.

Последние уступки

26 декабря "Газпром" рассказал о последних уступках Белоруссии, сделав, таким образом, соседней стране своеобразный подарок. Монополия предложила платить по 70 долларов за тысячу кубометров наличными и еще 30 долларов - акциями "Белтрансгаза". Кроме того, Алексей Миллер пошел и на другие уступки, оценив газораспределительный актив Белоруссии в 5 миллиардов долларов.

Но в Белоруссии решили держаться раз принятой позиции до конца, то есть до 31 декабря 2006 года. Сразу после объявления новогоднего предложения "Газпрома" белорусские чиновники отказались от "подарка" российской монополии.

А это означает, что простым белорусам впору готовить дрова и доставать забытые керосинки.

< Назад в рубрику