Еженедельный американский журнал Billboard опубликовал традиционный отчет по итогам минувшего, на этот раз 2006, года. За несколько дней до нового года Billboard обнародовал чарт, в который входят две сотни пластинок, имевших наибольший успех в прошедшем году, список самых прибыльных турне, а также раздал награды исполнителям в нескольких категориях. Кстати, год у Billboard начинается в декабре, а заканчивается ноябрем - такой непривычный календарь используется для того, чтобы успеть подвести итоги к праздникам.
Для оценки "успешности" конкретных альбомов в Billboard используются данные об уровне продаж и частоте появления артистов в эфире (правда, исключительно на территории США). Так что на верхних строчках вполне могут оказаться альбомы, которые не были дружелюбно встречены критиками, зато пользовались спросом в американских магазинах. Турне же оцениваются по количеству посетителей и кассовым сборам.
На первом месте в чарте Billboard по итогам года оказалась дебютная пластинка молодой исполнительницы Керри Андервуд (Carrie Underwood) под названием Some Hearts (в переводе получается что-то вроде "некое количество сердец"). Андервуд работает в национальном американском жанре кантри. Отметим, что девушка стала победителем в четвертом сезоне телевизионной программы American Idol (американская версия отечественной "Фабрики звезд"). Кроме того, Андервуд вроде как опровергает миф о том, что неудавшиеся музыканты часто становятся журналистами: она сперва начала изучать журналистику, а уже потом добилась успеха в сфере музыки. Почти как Мэрилин Мэнсон.
Второе место досталось саундрэку к фильму High School Musical, выпущенному компанией Walt Disney.
box#2088123
Российские зрители вряд ли сталкивались с этой лентой, так как она не выходила в прокат, а демонстрировалась на канале Disney Channel. Вслед за музыкальным оформлением к фильму о душевных метаниях старшеклассников в чартах расположилась канадская группа Nickelback с альбомом All the Right Reasons. Этот коллектив существует уже около десяти лет и все это время играет "тяжелую" гитарную музыку, склоняясь то в сторону так называемой "альтернативы", то в сторону ортодоксального хард-рока. Новый альбом - это скорее второй вариант. Как в общем-то все предыдущие работы Nickelback, он был не слишком благосклонно встречен критиками, зато замечательно продавался в течение года.
Четвертое место досталось диску с рэпперским названием Me and My Gang ("Я и моя банда"), записанному в жанре кантри, правда, на этот раз в исполнении мальчукового трио Rascal Flatts. Пятое место занимает сборник песен о счастливой семейной жизни в исполнении Мэри Джей Блайдж (Mary J. Blige). Пластинка скромно озаглавлена The Breakthrough ("Прорыв"). После Блайдж в рейтинге Billboard занял место ее коллега по жанру Eminem. Впрочем, ядовитый рэпер поленился, и на шестой строке чарта оказалась не новая работа, а сборник хитов под названием Curtain Call: The Hits. Диск, разумеется, включает затасканные музыкальными каналами трэки Stan, My Name Is и The Real Slim Shady.
Вслед за Эминемом в чартах оказался совсем не американец, а самый настоящий британец, который запел после того, как побывал на войне (или поучаствовал в военной операции НАТО, как угодно) в Югославии. Зовут этого человека Джеймс Блант (James Blunt), а занявший седьмую строчку Billboard альбом человека сложной судьбы называется Back to Bedlam. Правда, обещанного бедлама на диске не наблюдается, зато имеется десять умеренных и вполне подходящих для радиоэфира песен, совмещающих умеренный рок, взрослый поп и даже какие-то отголоски современной версии фолк-музыки. Наверное, большинство наших соотечественников знают Бланта по душещипательной песне You're beatiful.
Восьмая строка, которую занимает кантри-певец Кенни Чесни (Kenny Chesney) с альбомом The Road and the Radio ("Дорога и радио"), всего лишь еще раз доказывает, что американские меломаны довольно консервативны в своих вкусах. Тем более, что на девятой строке - снова компиляция и опять кантри. Посвящена она Джонни Кэшу (Johnny Cash), одному из столпов кантри-музыки, скончавшемуся в 2003 году. Коллекция под названием The Legend of Johnny Cash собрана по принципу "от и до": тут собрано все, от собственных песен Кэша середины пятидесятых годов прошлого века, до трэка Wanderer, совместной работы Кэша и U2 и кавера на песню Hurt легендарной индустриальной группы Nine Inch Nails.
Десятую строку занимает Келли Кларксон (Kelly Clarkson), еще одна выпускница "Американского идола" (телевидение, очевидно, оказывает колоссальное влияние на формирование музыкальных вкусов жителей США), с пластинкой "Breakaway". Название "Разрыв" выбрано не случайно: Кларксон всеми силами пытается расстаться с приклеившимся к ней образом "девочки из телевизора" и вроде как исполняет рок, сотрудничая то с Аврил Лавин, то с музыкантами группы Evanescence.
Примечательно, что работа триумфатора недавней церемонии награждения телеканала MTV Europe Music Awards Джастина Тимберлейка не смогла занять место в первой десятке Billboard. Бывший бойфренд Бритни Спирс, который завоевал на MTV EMA все, что только можно, смог вскарабкаться только до 18 строки - именно на таком месте оказался альбом Тимберлейка Futuresex/Lovesounds.
Stadium Arcadium, ностальгическое возвращение к фанку группы Red Hot Chili Peppers заняло 24 место, что для двухдискового альбома - очень хороший результат. Поп-дива Мадонна со своими дискотечными признаниями (Confessions on the Dance Floor) не смогла подняться выше 22 строки. Зато именно серия ее концертов в Лондоне стала самым кассовым музыкальным мероприятием года. Кстати, о последних.
Удачнее всех на заработки съездили в минувшем году ветераны (уже, наверное, даже пенсионеры) рок-сцены The Rolling Stones. "Роллинги" дали 110 концертов, на 81 из которых были распроданы абсолютно все билеты.
box#2088125
Посмотреть на рокеров пришли чуть менее 3,5 миллионов человек. Столь высокий интерес к творчеству рокеров принес вокально-инструментальному ансамблю "Катящиеся Булыжники" 425 миллионов 72 тысячи 371 доллар.
Певица Мадонна, объездившая со своей новой программой десятки стран и успевшая даже заехать с концертом в Россию, собрала 260 миллионов долларов за 60 концертов, на 58 из которых были распроданы все билеты. Джону Бон Джови со своими музыкантами при большем количестве концертов и посетителей удалось заработать в разъездах в два раза меньше миллионов долларов - "всего" 130.
Группа U2 и ее рыцарь-фронтмен Боно провели 32 концерта (все билеты были распроданы), которые посетили почти столько же человек, сколько 60 выступлений Мадонны - 1,2 миллиона зрителей. Заработать ирландской группе удалось 95,880 миллиона долларов. В итоге турне U2 оказалось на почетном 4 месте.
Из более-менее известных россиянам исполнителей в рейтинге турне Billboard были замечены Барбра Стрейзанд (76 миллионов за 17 концертов) и замыкающие первую десятку Aerosmith (56 концертов и 57 миллионов долларов).
Многие исполнители из десятки лучших альбомов заняли верхние позиции в тематических чартах. Мэри Джей Блайдж, чей альбом в Top-200 занял пятую строчку, была признана лучшим исполнителем в жанре R&B, а автор самой популярной пластинки в США Керри Андервуд стала лучшим кантри-исполнителем. Бронзовым призером Top-200 группе Nickelback досталась награда как лучшим исполнителям рок-музыки.
Помимо составления рейтингов записей по популярности, Billboard, по традиции, решил составить небольшой рейтинг, основанный на предпочтениях музыкальных критиков. В этом хит-параде первое место досталось альбому Modern Times, новой работе фолк-рокера с колоссальным стажем Боба Дилана (вероятно, в названии диска таится ирония).
Нельзя не отметить, что кроме групп действующих, призами от Billboard обзавелись и давно распавшиеся и восстановлению не подлежащие группы. Так, The Beatles со своей коллекцией заново сведенных песен под названием Love заняла девятую строчку в рейтинге предпочтений журналистов, которую "Битлам" пришлось поделить с ныне здравствующими Tool и их альбомом 10000 Days.