Андрей Илларионов 27 декабря в московском Александр-хаус огласил итоги 2006 года. По словам бывшего советника российского президента, а ныне - сотрудника находящегося в США Института Катона, несмотря на то, что России удалось выполнить большинство пунктов программы развития, почти все государственные институты в ней уничтожены корпорациями. Для большей наглядности от разделил самые важные события года на двенадцать номинаций.
Ежегодный отчет Андрей Илларионов начал с краткого описания экономической ситуации, в которой оказалась Россия. Темпы прироста ВВП на фоне растущих цен на нефть (с 52,3 доллара за баррель в прошлом году до 60 в текущем) приближаются к 7 процентам.
В плане роста цен у страны есть два достижения. 2006 год станет первым за последние 15 лет, когда темпы инфляции впишутся в прогнозы правительства. Прошедший год также станет первым за последние 16 лет, когда темпы инфляции будут выражаться не двузначной величиной и составят около 9 процентов.
Положительно Илларионов оценил и динамику валютных резервов, у которых есть высокий шанс достичь величины в 300 миллиардов долларов до конца 2006 года. По объему золотовалютных резервов Россия занимает третье или четвертое место в мире.
Реальная зарплата российских граждан увеличилась в 2006 году на 11,5 процента. На огромную величину выросли и темпы реального потребления - 9,4 процента. Это, по словам Илларионова, является рекордом за всю историю существования страны.
ВВП по сравнению с августом 1998 года вырос на 75,9 процента, объем инвестиций - на 142,9 процента, а индекс промпроизводства в отношении к такой отрасли, как машиностроение - на 132,5 процента.
Таким образом, заявил Илларионов, главным итогом года является техническое завершение 17-летнего экономического кризиса. Экономика практически вышла на точку, с которой кризис начался, и ВВП на душу населения достиг или в ближайшие месяцы достигнет уровня 1989 года.
Впрочем, отметил экономист, можно на это смотреть и иначе. Прошло 17 лет, и мы только возвращаемся к прежним показателям, в то время как некоторые показатели все еще существенно ниже 1989 года. Так, если сравнить индексы промышленного производства по отраслям за 1989 и 2006 годы, то окажется, что все отрасли, кроме газовой (109,5 процента), не дотягивают до уровня 1989 года. Топливная промышленность находится на уровне 85,5 процента, машиностроение - 48,3 процента, производство стройматериалов - 46,3 процента от уровня 1989 года.
Фактически уничтожена, констатировал Илларионов, легкая промышленность, объем производства которой через 17 лет достиг 15 процентов от уровня 1989 года. Всего же средний индекс промышленного производства в путинской России составляет 62,5 процента от уровня 1989 года.
Интересной оказалась и динамика компонентов ВВП на душу населения за прошедшие 17 лет. Оказалось, что произведенный ВВП на 0,3 процента отстает, а вот частное потребление - на 167 процентов превышает показатели 1989 года. Удивительно, но факт - объем инвестиций в нынешнем ВВП составляет всего 35 процентов от уровня 1989 года. В то же время, уточнил Андрей Николаевич, в Китае, например, прямо противоположная тенденция - динамика инвестиционной составляющей ВВП обгоняет потребление.
С этой невеселой мыслью Андрей Илларионов подвел слушателей к первой номинации его "Года ликвидаций".
Мировым событием года Илларионов назвал феноменальный экономический рост в Китае и других странах. Действительно, ВВП Китая в 2006 году вырос на 10,7 процента. При этом Китай двадцать восьмой год подряд охраняет темпы роста на уровне, близком к 10 процентам.
В то же время Россия в числе других республик бывшего СССР занимает 12 место по темпам прироста ВВП. Ей уступают только Украина, Молдавия и Киргизия. На первом месте - Азербайджан, чей ВВП, по некоторым данным, в 2006 году вырастет на 34 (!) процента. На втором - Армения с 12,5 процента, на третьем - Латвия с 11,8.
По словам Илларионова, Россия несет гигантские потери, не реализуя тот потенциал, который удается реализовать Азербайджану. Он указал, что другие страны давно выбрались из постсоветского кризиса. ВВП Эстонии превысил показатель 1989 года на 65,9 процента, Белоруссии - на 37,7 процента, а Казахстана - на 30,9 процента.
Победителем во второй номинации стало завершение "Программы-2000", той самой программы нового экономического курса, которую российское руководство представило в июне 2000 года.
Так, за шесть лет России удалось сократить внешний долг с 77 до 6 процентов ВВП, перейти к полной конвертируемости рубля и завершить последнюю стадию двусторонних переговоров о вступлении в ВТО. В качестве положительных моментов выполнения "Программы-2000" Илларионов также отметил активное пополнение Стабфонда и сам факт проведения саммита "Большой восьмерки" на территории России.
Лауреатом в номинации "Шутка года" Илларионов назвал фальсификацию информации о росте смертности от алкогольных отравлений для установлении государственной монополии на оборот алкоголя.
Действительно, Илларионов представил данные, свидетельствующие о том, что на момент активного обсуждения этой темы в СМИ число алкогольных отравлений в стране снижалось рекордными темпами. При этом спад начался еще в 2002 году и с тех пор не прекращался. Снижение смертности наблюдается при использовании как месячных, так и суточных данных.
Главной аферой 2006 года бывший советник президента назвал первичное размещение акций "Роснефти". Более того, он назвал эту процедуру аферой в квадрате, кубе и пятой степени, напомнив, что в результате были проданы акции предприятия, включающего в себя актив "ЮКОСа" "Юганскнефтегаз". По мнению Илларионова, это не что иное как продажа краденого.
Основным пунктом аферы, по мнению Андрея Николаевича, является то, что "Роснефть", будучи госкомпанией, размещала полученные от IPO средства не на счетах российского правительства, а на собственных. Как утверждает Илларионов, при IPO госкомпаний во всех странах мира, от Италии до Китая, вырученные средства никогда не попадали на счета самих компаний.
Тут Илларионов поправился, признав, что в юридическом смысле на момент IPO "Роснефть" не являлась госкомпанией, хотя IPO фактически проводилось за счет госсредств без согласования с конечным собственником. Но тогда, делает вывод экономист, сам факт выведения "Роснефти" из госсобственности является крупнейшим актом хищения госсобственности за последние годы.
И наконец, заявил Илларионов, элемент обмана содержится и в массовой покупке акций "Роснефти" российскими гражданами, так как ценные бумаги компании не показали даже доходности индекса РТС.
Затем он обрушился с критикой на политический курс России.
По словам Илларионова, в 2006 году происходило дальнейшее уничтожение политических прав и свобод граждан. В частности, речь идет о поправках в законодательство, отменивших лимит явки на выборах и возродивших института гауптвахты, законе, наделяющем президента правом использовать спецслужбы для борьбы с террористами за пределами России, и законе об экстремизме.
Как заявил Андрей Николаевич, аналога последнему нет в международном законодательстве. Этот закон настолько суров, отметил экономист, что президент, критикуя министров, серьезно рискует.
Антирешением уходящего года Илларионов назвал милитаризацию государственной политики по всем направлениям экономической, общественной и политической жизни. Он заметил, что в 2006 году произошел новый виток национализации производственных и медийных активов. Речь шла об "АвтоВАЗе", создании объединенного авиахолдинга, поглощении производителя титана "ВСМПО-Ависма" и переделе медийного рынка.
Кроме того, произошла легитимизация этнической нетерпимости в виде отвратительной антигрузинской кампании, подчеркнул Илларионов. Выросли показатели по всем видам тяжких преступлений. Начались газовые и "боржомные" войны.
Год, начавшийся открытием украинского фронта, продолжился открытием грузинского, азербайджанского, литовского и польского фронтов, отметил экономист. А закончился - открытием белорусского.
Политические решения отразились и на индексе РТС. Достигнув пика в полдень 12 мая, он, с поправкой на мировой индекс Dow Jones, вскоре после соответствующих выступлений президента меньше чем за месяц упал на 20 процентов и только в декабре начал штурмовать новые высоты.
Отдельно от главного итога года был обозначен главный результат года. Им стала ликвидация институтов современного российского государства и разгром современного государства корпоративистами.
Свою позицию Илларионов продемонстрировал цитатами чиновников. Так, заявил он, Госдумы как института не существует, так как Борис Грызлов однажды сообщил: "Парламент - это не место для дискуссий".
В свою очередь, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил: "Пока Федеральное Собрание не играет в полной мере той роли, которая ему отведена Конституцией РФ. Именно поэтому у нас сложилась такая ситуация, когда правительство само для себя пишет законы, само их "проводит" через парламент и само исполняет". Совета Федерации не существует, сделал вывод Илларионов.
Он вспомнил и слова генпрокурора РФ Юрия Чайки: "Главным приоритетом Генеральной прокуратуры является тесное сотрудничество с правительством". Следовательно, прокуратуры в понимании института современного государства тоже нет, отметил Илларионов.
Министерства обороны также не существует, объявил Илларионов. Он привел довольно пространную цитату из интервью министра обороны Сергея Иванова газете "Коммерсант". Министр тогда объяснил, как завод "Янтарь" выиграл конкурс у Балтийского завода на строительство фрегатов.
Главным в его речи был такой отрывок: "А "Янтарь" просто в честной борьбе выиграл у "Северной верфи" контракт на фрегаты, потому что предложил более выгодные условия. В том числе обязался отчислить от экспортного контракта определенную сумму Министерству обороны". При этом министр, признав, что "Янтарь" находится в предбанкротном состоянии и за последние 15 лет не построил ни одного корабля, отметил, что теперь контракт с Минобороны ничем не отличается от экспортного.
Затем Илларионов предложил рассмотреть состояние общественных институтов и других индикаторов. Данные таковы, констатировал он, что по индексу коррупции Россия занимает 119-127 место среди 160 стран мира. Однако это не вся правда. Исследователь продемонстрировал график, из которого следовало, что в целом уровень экономического развития обратно пропорционален уровню коррупции, и наоборот. Данные по России сильно отличаются от общего тренда.
Схожие отклонения наблюдаются у таких стран, как Тринидад и Тобаго, Венесуэла, Белоруссия и Тунис. Если же распределять страны в рейтингах коррупции именно по величине отклонения от тренда, то получится, что Россия занимает 156 место среди 160 стран мира.
Продемонстрировав сказанное на нескольких графиках, Илларионов предложил составить своеобразный индекс институтов современного государства.
В него вошли 22 показателя, в том числе рейтинги стран по свободе объединений, свободе высказываний, разделению властей, независимости судебной системы, политическим правам, общественному капиталу, участию граждан в управлении, поддержке страны зарубежными партнерами, уровню коррупции, участию в международных организациях, качеству осуществления политики, общественной самоорганизации и равенству возможностей.
Получившийся график ставит Россию в один ряд с такими странами, как Иран, Ливия, Куба, Лаос, Узбекистан, Суринам, Эритрея, Заир, Судан, Зимбабве и Кот-д'Ивуар.
Главной антиидеей Илларионов назвал передачу государственной власти "наследнику" как триумф идеологии "суверенной демократии". В свою очередь, идеей года стала обыкновенная, или как ее еще называют, либеральная демократия.
Илларионов связывает большие надежды с появлением институтов "спонтанной" демократии - эту тенденцию он сделал событием года. Он пояснил, что по всей стране граждане начинают бороться за свои права и свободы. Эта борьба приобретает разные формы - от защиты жильцов в Бутово до союза солдатских матерей и круглого стола "Другая Россия".
Отдельно Илларионов упомянул расцвет отечественной общественно-политической мысли в блогах. Он отметил, что в других странах для выражения мыслей и идей используются официальные институты и традиционные СМИ. В российских условиях это невозможно, и блогосфера компенсирует провалы традиционных СМИ.
Свои тезисы он подкрепил характерным слайдом, на котором слева появилась фотография с "Другой России", изображающая Лимонова, Каспарова и Касьянова, а справа - известная иллюстрация с Марксом, Энгельсом и Лениным. Различие между этими двумя картинками заключалось в том, что с одной стороны оказались люди, думающие по-разному, а с другой - одинаково. Демократия, уточнил Илларионов, слева.
Самой большой тайной 2006 года стало неостановимое стремление зарубежного бизнеса инвестировать в Россию, несмотря на "Сахалин-2" и другие скандалы и расследования. Илларионов предложил свою гипотезу, объясняющую загадку, и показал несколько слайдов.
Оказалось, что по темпам прироста ВВП в текущих долларах в 2000-2005 годах Россия стала четвертой из 178 стран мира, уступив, в частности, Экваториальной Гвинее. В рейтинге по темпам прироста ВВП в постоянных ценах Россия заняла 25 место, а по темпам прироста долларовых цен - второе, уступив только Анголе.
Так как бизнес вкладывается не в политические институты и гражданские права, а в прибыль, то его интересуют и очень рискованные рынки, констатировал Илларионов. При этом, если составить еще один график и по оси ординат отложить прирост ВВП в миллиардах долларов, а по горизонтали - кумулятивный прирост ВВП, то далеко вверху будет Китай, а далеко справа - Россия. С 2000 по 2005 год Китай получил 294 миллиарда долларов инвестиций, а Россия - почти в 7 раз меньше, всего 44,5 миллиарда долларов.
Несмотря на лидерство Китая, Россия также остается довольно привлекательным по величине рынком, подчеркнул Илларионов.
Со времени саммита в Петербурге произошел коренной перелом в отношении лидеров стран "семи" к нынешним властям в России, заявил Андрей Илларионов. И хотя после саммита не произошло ничего из обсуждавшегося, во время встречи никто не задал вопросов ни о преследовании иностранных инвесторов, ни о нарушении свобод прессы, ни о других, странных с точки зрения демократов, событиях в России.
Ни о чем подобном лидеры "Большой семерки" и не говорили со со времен саммита. По мнению Илларионова, это объясняется следующим образом. До саммита лета 2006 года многие лидеры "семерки" относились к российским лидерам как к временно заблуждающимся и стремились помочь советом или поддержкой. К середине 2006 года им стало ясно: это не заблуждение. Это не ошибка. Это не случайность. Эта девиация носит глубокий характер, и различия коренятся в менталитете и ценностях.
Теперь, по словам Илларионова, спорить с российскими властями "Большая семерка" не будет. Она не будет учить Россию и не станет ничего ей советовать. Она вообще не будет ею заниматься и относиться к ней будет как к другим странам, которые не учат, например, как к Ирану или Китаю.
На этой не очень радостной ноте выступление Илларионова закончилось и настала пора вопросов.
Первым делом у экономиста спросили, как Китай, который является авторитарным государством, может так интенсивно развиваться, не внедряя демократических принципов и институтов. В ответ Илларионов заявил, что существует определенная граница в 15 тысяч долларов валового внутреннего продукта на человека, перейдя которую невозможно развиваться без институтов либеральной демократии.
Он уточнил, что выше этой черты нет ни одного недемократического государства. Здесь стоит сказать, что это зависит от источника данных. Например, по данным ЦРУ, за этот 15-тысячный рубеж перешли королевство Бахрейн и султанат Бруней.
В ответ на вопрос о возможной девальвации рубля Илларионов заявил, что нет никаких оснований ожидать обесценивания российской валюты при таких объемах золотовалютных запасов.
Затем Илларионова спросили, чем объясняются успехи газовой отрасли в графике промышленного производства (109 процентов к уровню 1989 года). Он отметил, что никогда не использовал термин "успешная" по отношению к развитию газовой отрасли. Высокие показатели в этой отрасли, по мнению Илларионов, наблюдаются не потому, что отрасль развивалась, а потому, что она не падала.
Он добавил, что газовая отрасль не приспособлена для колебаний рынка, так как в ней сохранился госплан, а в долгосрочной перспективе газовая отрасль находится в худшем положении, чем, например, металлургия. Он добавил, что в рыночной экономике в различных отраслях нет компьютерных войн, обувных войн и газовых войн, в то время как российская газовая отрасль живет от кризиса к кризису.
На вопрос издания "Деловая Москва" о перспективах для малого и среднего бизнеса Илларионов ответил кратко: "Трудные перспективы".
Затем Андрей Илларионов по просьбе журналистов рассказал о секретах роста ВВП Азербайджана. Он заметил, что доля газовой и нефтяной ренты в азербайджанском валовом внутреннем продукте составляет 34,6 процента, немного превышая российские показатели, однако государство, хотя является и не совсем демократическим, проводит правильную экономическую политику.
Представители одной из японских радиостанций спросили, каковы будут последствия молчания лидеров "семерки" и не является ли это приговором для России. Илларионов уточнил, что для России никакого приговора нет. Решение принято по отношению к властям, а не к самой стране.
Сотрудница агентства France Press задала вопрос о том, чем рискует Россия из-за газовых войн. В ответ Илларионов заявил: "Россия не рискует, Россия развивается". Он подчеркнул, что рискуют плановые отрасли.
Когда уже все расходились, корреспондент "Ленты.ру" спросил Андрея Илларионова, что бы он мог пожелать россиянам в новом году и какие действия им стоит предпринять в существующей ситуации. Илларионов ответил, что лучше всего было бы заняться созданием и восстановлением уничтоженных общественных и государственных институтов. В ответ на вопрос, не лучше ли просто уехать, он улыбнулся и сказал, что этого он россиянам советовать не будет.