Мир
22:50, 27 декабря 2006

Литвиненко-210 В Лондоне и Москве выясняют подробности самого громкого дела года

Андрей Кузнецов

В ноябре 2006 года любители конспирологии и шпионских историй получили новый объект для своих исследований. В Лондоне при странных обстоятельствах скончался бывший подполковник ФСБ, сбежавший из России и выступавший с резкой критикой кремлевских правителей. Судя по тому, как разворачивается эта история, материала для построения разнообразных теорий хватит еще на долгие годы. А тем временем Европа успела выучить два новых слова: славянскую фамилию Литвиненко и название редкоземельного элемента "полоний".

Журналистам грех было не ухватиться за такую возможность. В результате загадочная смерть, русские эмигранты, радиация и коварный Кремль почти на полтора месяца стали главной темой для британских СМИ. Ажиотаж подогревался и грамотными действиями пиарщиков, нанятых заинтересованными лицами. Если серьезные издания пытались придерживаться нейтралитета, то таблоиды в выражениях не стеснялись. Их совместными усилиями имидж России как относительно цивилизованного и демократического государства оказался изрядно подпорчен.

Перед британскими читателями предстала дремучая отсталая страна, населенная исключительно бывшими и действующими шпионами и продажными чиновниками, которые убивают друг друга по любому поводу. А еще они разбрасываются направо и налево радиоактивными элементами стоимостью в десятки миллионов фунтов.

Британские власти также имели вполне весомый повод для недовольства: несмотря на принятие жестких антитеррористических мер, выяснилось, что по центру Лондона свободно перемещаются неизвестные лица с радиоактивным и сильно токсичным веществом, подвергая опасности заражения всех окружающих, а находящийся под защитой английской короны гость умирает весьма неприятной смертью.

Тем не менее, спустя месяц после кончины Александра Литвиненко по-прежнему неясно, был ли он убит, а если был, то кем и за что. Официальные данные пока крайне скудны: внутрь Литвиненко попала огромная доза полония, Литвиненко умер, а следы полония обнаруживаются по всему Лондону и далее по всей Европе. В то же время непонятно, откуда и куда они ведут.

Кто вы, мистер Литвиненко?

Александр Литвиненко стал известен в ноябре 1998 года, когда вместе с группой других офицеров ФСБ заявил о раскрытии заговора российских спецслужб с целью убийства Бориса Березовского, крупного предпринимателя, занимавшего некоторое время должность заместителя главы Совета безопасности РФ.

После выступления на этой скандальной пресс-конференции у Литвиненко начались неприятности на службе. На него было заведено несколько уголовных дел и совершено покушение. В 2000 году подполковник почел за благо исчезнуть из России. Нарушив подписку о невыезде, он вместе с семьей перебрался в Турцию, а затем оказался в Лондоне, где и получил политическое убежище.

В Великобритании Литвиненко занялся разоблачением деятельности российских властей, выпустив две книги о коррупции в верхушке спецслужб, для которых он придумал обозначение ЛПГ - Лубянская преступная группировка. В частности, он обвинил ФСБ во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, совершенных якобы для того, чтобы начать вторую чеченскую войну и привести к власти Владимира Путина.

В Кремле старались не обращать внимания на откровения бывшего чекиста, хотя и не скрывали глухого раздражения. Хотя в публикациях Литвиненко выдвигались серьезные обвинения, документальных доказательств они не содержали, оставаясь на уровне версий и предположений. Живейшую поддержку разоблачительной деятельности Литвиненко оказывал Березовский, который купил ему дом в Лондоне за полмиллиона фунтов и выплачивал ему приличное ежемесячное жалование.

Однако, по некоторым сведениям, в последнее время у Литвиненко возникли трудности с деньгами, что могло его подвигнуть на всякого рода авантюры. Никакой публичной информации о его занятиях в Лондоне не имеется. По последним данным, он начал расследовать убийство журналистки Анны Политковской, с которой он якобы поддерживал дружеские отношения, а также собирал досье по делу "ЮКОСа" для проживающего в Израиле Леонида Невзлина.

Хроника объявленной смерти

Отсчет общепринятой хронологии отравления Литвиненко начинается с 1 ноября 2006 года. В этот день в ресторане лондонской гостиницы Millennium у него проходила деловая встреча с двумя бизнесменами из России - Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Луговой в свое время возглавлял службу безопасности ОРТ, а до этого работал в органах. Ковтун свою причастность к спецслужбам отрицает, хотя западная пресса также часто называет его бывшим сотрудником ФСБ.

По словам Лугового и Ковтуна, Литвиненко должен был оказать им посреднические услуги, познакомив с британскими охранными фирмами (Луговой занимается этим бизнесом в России). Они договорились встретиться утром 2 ноября, чтобы поехать в офис одной из фирм, однако вечером 1 ноября Литвиненко позвонил и сказал, что сильно отравился и не сможет завтра их сопровождать. Позже оба свидетеля утверждали, что виделись с Литвиненко в Лондоне еще 16 октября. В тот день он сопровождал их в представительства компаний Erinys International и RISC Management, занимающихся охраной и обеспечением безопасности.

Между тем 1 ноября у бывшего чекиста состоялась еще одна встреча - с итальянцем Марио Скарамеллой, человеком многих достоинств, именующим себя экспертом в области безопасности, против которого, правда, на родине возбуждены пять уголовных дел. По словам Скарамеллы, он приехал обсудить с Литвиненко реальность угроз, сведения о которых были им получены от своего информатора. По другим сведениям, итальянец передал Литвиненко документы о причастности российских спецслужб к убийству Политковской.

К 4 ноября Литвиненко решил обратиться за медицинской помощью и был помещен в больницу лондонского района Барнет по месту своего жительства. Через две недели его состояние серьезно ухудшилось, и он был направлен в больницу University College Hospital, врачи которой предположили у пациента отравление радиоактивными элементами.

Британский полицейский у входа в гостиницу Millenium. Фото AFP
Lenta.ru

20 ноября Литвиненко перевели в отделение интенсивной терапии. В этот день началась активная фаза пиар-кампании, и прессе предоставили эксклюзивные фотографии Литвиненко в больничной палате - изможденного и с выпавшими волосами. Тогда же к делу подключилось антитеррористическое отделение Скотланд-Ярда, у сотрудников которого возникли подозрения, что бывшего чекиста преднамеренно отравили.

В ночь на 23 ноября у Литвиненко случился обширный инфаркт, и вечером следующего дня он скончался. Скотланд-Ярд начал следствие по делу о смерти от необъяснимых причин.

Убийство или несчастный случай на производстве?

Версий смерти Литвиненко к настоящему времени насчитывается почти два десятка, но среди них нет ни одной официальной. Грубо говоря, их можно подразделить на три группы: убийство, суицид и несчастный случай. Главными подозреваемыми, учитывая чекистское прошлое покойного, были объявлены российские спецслужбы. Эта группа версий делится на три блока: Литвиненко убили по приказу Путина, Литвиненко убили бывшие коллеги из-за каких-то внутренних разборок и Литвиненко убили ветераны спецслужб, чтобы защитить поруганную честь.

Излишне объяснять, что первая версия, выдвинутая самим Литвиненко, его близкими, а также окружением Березовского, пользуется максимальной популярностью в западной прессе, которая в этом году развернула против России мощную кампанию, обвинив Москву в энергетическом шантаже.

В ответ в Москве выдвигают предположения о причастности Березовского к смерти своего соратника. Здесь также можно выделить три основных сюжета: Березовский убил Литвиненко, чтобы насолить Кремлю; чтобы избавиться от нежелательного свидетеля; чтобы показать британским властям, сколь опасно быть российским политэмигрантом.

Остальные версии убийства столь же неаргументированы и зачастую носят весьма экзотический характер. Среди возможных убийц фигурируют чеченские боевики, мстящие Литвиненко за его участие в войне на Кавказе, российские олигархи, на которых отставной чекист на досуге якобы собирал компромат, а также русско-грузинские мафиози, которых Литвиненко будто бы сдал испанской полиции, и итальянские политики, связи которых с КГБ вроде бы разоблачил покойный.

Предположение о так сказать несчастном случае на производстве базируется на слухах о том, что Литвиненко занимался контрабандой ядерных материалов и был связан то ли с чеченцами, то ли с "Аль-Каедой". В этой связи припоминают, что Березовский когда-то говорил, что у боевиков в Чечне имеется что-то вроде портативного ядерного заряда. Также выдвигалась версия о том, что некие террористы собирались изготовить так называемую "грязную бомбу", для чего потребовался полоний.

Здесь следует отметить, что альфа-излучение полония представляет смертельную угрозу для человека только при попадании внутрь организма. В других случаях для защиты от полония достаточно даже листка бумаги. В недавно рассекреченных британских архивах упоминается инцидент, произошедший в 1950-е годы на одном из оборонных предприятий. Там в результате нарушения техники безопасности двое рабочих вдохнули большую дозу полония. Тем не менее, они остались живы и даже без видимых последствий для здоровья.

Отсюда возникает третья теория - о возможном самоубийстве Литвиненко. Она имеет под собой исключительно политическую подоплеку и с трудом поддается рациональному объяснению. Впрочем, в этом деле присутствует много иррационального, как, например, внезапная дружба Литвиненко с чеченской общиной, и с господином Закаевым в частности, а также слухи о принятии Литвиненко ислама незадолго до кончины.

В поисках полония

Полоний, как любое радиоактивное вещество, оставляет после себя следы. Правда, период его полураспада составляет всего 138 дней, поэтому следователям по делу Литвиненко приходится торопиться. Поиски следов полония начались с Лондона, где они сразу были обнаружены в суши-баре Itsu, где Литвиненко встречался со Скарамеллой, и в гостинице Millennium, где проходили переговоры с Луговым и Ковтуном. Затем сообщения об обнаружении полония стали приходить практически ежедневно. Он был найден в офисе Березовского, в машине Закаева, в офисах двух охранных фирм, с которыми Литвиненко поддерживал какие-то контакты, в доме бывшего чекиста и в больничной палате, где он умер.

Предполагается, что все эти следы оставил фонящий Литвиненко. Но британские сыщики задались вопросом, как полоний попал на остров, если конечно он имел небританское происхождение. В разработку были взяты все те же Луговой, Ковтун и Скарамелла. Последний прошел обследование в лондонской клинике, выявившей в его организме незначительное содержание полония. Россияне до сих пор проходят аналогичное обследование в одной из московских больниц, и, по неподтвержденным официально данным, их дела обстоят значительно хуже.

Британские власти попросили всех людей, контактировавших с Литвиненко или бывавших в тех же местах, что и он, провериться на предмет радиоактивного заражения. Полоний был выявлен у нескольких человек, но их жизнь и здоровье оказались в итоге вне опасности.

Тем временем специалисты обследовали самолеты, на которых между Москвой и Лондоном перемещались Ковтун и Луговой. Следы полония были найдены в двух "Боингах" авиакомпании British Airways, на одном из которых предположительно летал Луговой. Кроме того, полоний был обнаружен в Гамбурге и его окрестностях. Эти следы, как полагают, были оставлены Ковтуном, который останавливался в Германии у своей бывшей жены. В этом случае так и осталось неясным, привез ли Ковтун радиацию с собой из Лондона или же из Москвы.

Гамбургские полицейские. Фото AFP
Lenta.ru

Во всех вышеприведенных примерах ничего не говорится о количестве обнаруженного полония и о его предполагаемом происхождении. Между тем немного этого вещества содержится даже в сигаретном дыме. По мнению ученых, распознать происхождение полония крайне трудно. Но все сходятся на том, что для его производства необходимы промышленные мощности, располагать которыми могут государственные либо крупные частные структуры.

Следы ведут в...

Предположения о российском происхождении полония появились одновременно с обвинениями российских спецслужб в отравлении Литвиненко. Однако в Росатоме заявили, что весь производящийся в России полоний поставляется для промышленных целей в США. Тем не менее, в рамках разработки российского следа в Москву прибыла бригада следователей Скотланд-Ярда, намеревавшихся допросить Лугового, Ковтуна и их приятеля Соколенко, оказавшегося, как он уверяет случайно, в то же время в той же гостинице, где происходила встреча с Литвиненко.

Михаил Трепашкин, бывший офицер ФСБ и участник пресс-конференции, на которой говорилось о попытке убить Березовского, также порывался поговорить с британскими следователями о причинах отравления Литвиненко. Однако генпрокурор Юрий Чайка отказался включать его посещение в программу британских следователей, так как этот свидетель отбывает наказание в одной из уральских колоний за разглашение государственной тайны.

Пребывание сыщиков Скотланд-Ярда в Москве проходило под тщательным присмотром Генпрокуратуры. Примечательно, что она возбудила уголовное дело по факту убийства Литвиненко, тем самым признав его смерть насильственной. В связи с этим российские следователи собираются нанести ответный визит в Лондон и допросить Березовского и Закаева, выдачи которых уже который год тщетно добивается Генпрокуратура.

Учитывая международный размах, который приобрело дело об отравлении Литвиненко, действия правоохранительных органов Великобритании, России и Германии взялся координировать Интерпол. Итальянские власти, арестовавшие накануне Рождества Скарамеллу, пока вроде бы не интересуются смертью бывшего офицера ФСБ. Одному из последних собеседников Литвиненко на родине предъявили целый букет обвинений - от лжесвидетельства до незаконной утилизации отходов.

В итоге к концу года расползшееся по нескольким странам расследование ни на йоту не приблизилось к разгадке таинственного отравления. Результаты вскрытия Литвиненко и коронерского следствия засекречены в Великобритании до окончания работы детективов Скотланд-Ярда. Да и интерес масс-медиа уже переключился на другие, более актуальные темы.

Все участники шумихи вокруг смерти экс-чекиста уже сполна получили то, что хотели от этой истории. А запаянное в непроницаемый для радиации саркофаг и пропитанное полонием тело Литвиненко осталось покоиться на лондонском кладбище Хайгейт, став таким же символом бурной постсоветской эпохи как "голова Гонгадзе" или "протез Басаева".

< Назад в рубрику