2006 год в России стал годом потребления. Стали привычными многие финансовые институты, характерные для развитых стран. Граждане, обнаружившие, что их зарплаты выросли на величину, превышающую инфляцию, задумались о том, как вложить лишние средства с максимальной отдачей. Впрочем, это мало кому удалось. Вместо обещанных доходов получалась какая-то непотребщина.
Уходящий год запомнится россиянам отказом от доллара. Если в начале года за доллар давали 28 рублей 48 копеек, то к концу - лишь 26 рублей 34 копейки. Таким образом, хранители портретов Франклина под подушкой за год потеряли 7,5 процентов своих накоплений.
В то же время хитрецы, перешедшие в начале года на евро, тоже мало что выиграли. Европейская валюта подорожала всего на 32 копейки, с 34,33 до 34,65 рубля за евро.
Рубль за этот год обесценился примерно на 9 процентов, попутно став конвертируемым. Впрочем, чудесное превращение в конвертируемую валюту мало кто заметил. Вместо этого граждане с опасливым интересом разглядывали новую пятитысячную купюру. Спрос на бумажку, равную половине средней зарплаты по стране, оказался еще меньше, чем на непрерывно падающие доллары.
Интересно, что именно падение доллара сделало из россиян патриотов. В течение года многие проголосовали ногами в пользу мест работы с рублевыми зарплатами. Долларовые оклады из месяца в месяц сокращались, а банки, пережившие бум потребительского кредитования, на них реагировали без должного уважения.
Впрочем, на руках все еще остается масса долларов. По данным американских чиновников, в России сосредоточено около 80 миллиардов долларов, по 550 долларов на человека. ЦБ РФ оценивает инвалютные аппетиты россиян гораздо скромнее - примерно в 30 миллиардов долларов.
Серьезно подкосили доморощенных инвесторов и колебания индекса РТС. Майский пик, совпавший по времени с правительственными реляциями о великолепном состоянии экономики, превратился в кошмар двадцатипроцентного падения.
К тому времени очень многие россияне, видя растущий рынок, решили попробовать себя в роли успешных трейдеров. В ретроспективе видно, что это было не вполне обдуманное решение - по сравнению с прошлым годом в этом доходность индекса РТС упала почти на треть.
Не очень удачным было и вложение в акции "Роснефти", которая провела "народное" IPO. В целом акции компании, хотя и имели свои пики, росли хуже, чем индекс РТС.
Кроме того, многочисленные брокерские конторы, предлагавшие услуги доступа на валютный рынок Forex и российские фондовые биржи, забывали в своих буклетах упоминать тот факт, что в среднем в минус после двух месяцев торгов на бирже уходят 80 процентов игроков.
Впрочем, к осени рынок снова начал штурм исторических максимумов, из-за чего его годовой график стал похож на двугорбого верблюда, вытянувшего шею по направлению к Новому году.
Так как рост рынка продолжается, можно сделать вывод - влезть на шею фондовому рынку при помощи тринадцатой зарплаты попытаются тысячи россиян. Недаром январь - традиционно не самый доходный месяц.
В 2006 году деньги мешками несли в банки. За первые девять месяцев года граждане положили на депозит 600 миллиардов рублей, а к концу года эта сумма по прогнозам составит почти триллион рублей. Интересно, что по данным агентства страхования вкладов, спрос на вклады вырос из-за отказа от вложений на фондовом рынке.
Действительно, ставки по валютным вкладам позволили почти избежать инфляции, а по рублевым - и немного приумножить сбережения.
Впрочем, не все банки оказались одинаково полезны для россиян. В третьем квартале 2006 года темпы прироста вкладов в "дочках" иностранных банков на территории России оказались ниже, чем средний показатель по банковской системе.
Российские банки в уходящем году выдали рекордные суммы в качестве потребительских кредитов. Само по себе это хорошо, однако кредитные организации становятся все более небрежными в выборе и оценке заемщиков. Так, только за первые 6 месяцев года задолженность по кредитам выросла с 1,9 до 2,5 процентов от общей суммы.
Если так пойдет и дальше, то менее чем через пять лет страну может ждать масштабный банковский кризис.
Более ленивые и умные граждане попытались заработать, вложившись в ПИФы и доверившись чутью профессиональных управляющих. Так как в 2005 году они показали отличные результаты, в 2006 году в паевые фонды, особенно в более рискованные фонды акций, принесли свыше 41 миллиарда рублей.
Максимум пришелся, конечно, на апрель и май, когда инвесторам казалось, что рынок в течение 2006 года сохранит темпы роста 2005-го. Однако этого не произошло, и хмурое с точки зрения объемов привлеченных фондами средств лето завершилось жуткой осенью, ставшей фактически мертвым сезоном.
Впрочем, надо сказать, что большинство фондов достойно закончило год. Из 252 ПИФов лишь два оказались по итогам года убыточными, и 52 - не сумели побороть инфляцию. Правда, лишь десять могут похвастаться лучшими, чем у индекса РТС, результатами.
Таким образом, долгосрочное инвестирование просто в индекс путем покупки стандартных пакетов "голубых фишек" оказалось гораздо более выгодно, чем вложение в большинство ПИФов.
Однако все рассуждения об инвестициях - лирика. Пересчитывая свои сбережения в конце декабря, наши соотечественники прикидывают, сколько они могут потратить на себя, на подарки близким и на что после этого можно жить.
Как и в последние 15 лет, российские товары и услуги весь год дорожали.
Так, яичница, приготовленная в ноябре 2006 года, в декабре подорожала на 8,2 процента. Больше чем на 3 процента подорожал за предновогодний месяц рис. Традиционно перед Новым годом подорожали шоколад, рыбные деликатесы, куры и коньяк.
По-прежнему дорого обходятся компоненты салатов. За месяц цены на капусту и репчатый лук взлетели примерно на шесть процентов. Почти на пять подорожал картофель. На четыре - морковь.
Подорожал и бензин. С начала года цены на него в России в среднем выросли более чем на 11 процентов.
Своя "радость" и у пенсионеров. В этом году пенсии по темпам роста обогнали инфляцию всего на 5,4 процента, в то время как в 2005 году они выросли на 9,6 процента. В результате средняя пенсия сейчас соответствует примерно четверти средней зарплаты и составляет 2839 рублей.
Это всего на 1400 рублей больше, чем требуется для покупки минимального продуктового набора. Таким образом, средний пенсионер на Новый год может купить себе одну, а средний рабочий - восемь унций черной икры. Правда, на квартплату, елки и подарки тогда денег не останется.
Неудивительно, что и в будущем году россияне попытаются сыграть на бирже или пустить деньги в рост еще десятком различных способов.
Удачных инвестиций!