2006 год стал для российской армии и военно-промышленного комплекса переходным. Если определять события года одним словом, то таким словом станет "серия". В отличие от предыдущих, уходящий год стал периодом запуска в серийное производство целого ряда образцов вооружения и техники. И хотя объемы нового производства пока не могут поразить воображение, ситуация продолжает меняться. В конце прошлого века поступление техники, даже такой массовой, как танки и БТР, измерялось единицами в год. Теперь речь идет о ежегодном производстве десятков, а по ряду образцов - сотен машин.
Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2006-15 годы, закрепившая резкое увеличение расходов на поставку в войска новой и модернизированной техники, стала третьей, принятой после распада СССР. Обе предыдущие программы - на 1996-2005 и на 2001-2010 годы делали основной упор на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также на модернизацию боевой техники, проводившуюся в ограниченных объемах.
Процесс переоснащения армии требовалось начать давно. Резкое сокращение поставок вооружения привело к падению боеготовности многих соединений всех видов вооруженных сил. К 2006 году численность ВС сократилась до критического уровня, и продолжение сокращения могло привести к необратимым последствиям для обороноспособности страны.
Дополнительной проблемой являлось отсутствие органа, который занимался бы координацией научно-исследовательских работ и распределением средств в рамках утвержденных программ. В результате финансирование военного производства определялось лоббистским талантом директора конкретного НИИ, КБ или завода, и его близостью к лицам, принимающим решения о выделении средств на те или иные программы.
Наконец, едва ли не самой главной проблемой стало экономическое положение страны. Резкое сокращение доходов государственного бюджета в 90-х годах, развал промышленности и отток кадров привели к падению объемов военного производства по сравнению с предыдущим периодом на порядок.
Первые подвижки в лучшую сторону начались в конце 90-х годов, когда военный бюджет страны вновь стал расти. Увеличение цен на нефть и рост доходов государства в итоге позволили тратить на оборону значительные средства. В 2007 году на военные нужды будет выделено более 821 миллиарда рублей, что составляет свыше 30 миллиардов долларов США по курсу и свыше 50 - по паритету покупательной способности. Если считать по паритету покупательной способности, то военный бюджет России занимает второе место в мире после американского (436 миллиардов долларов на 2007 год). В пересчете по курсу - Россия несколько уступает Японии (около 40 миллиардов долларов) и делит третье место с Китаем (30-35 миллиардов долларов).
Весной 2006 года, еще до утверждения ГПВ 2006-2015, была реформирована система управления гособоронзаказом (ГОЗ). Военно-промышленная комиссия при правительстве Российской Федерации под председательством министра обороны Сергея Иванова стала органом, отвечающим за формирование ГОЗ и распределение средств между различными программами.
Непосредственное управление ГОЗ, начиная с 2007 года, передано Федеральной службе оборонного заказа (Рособоронзаказ). Служба находится в ведении Министерства обороны и выполняет функцию государственного заказчика по всем производственным программам для всех силовых структур России.
В соответствии с ГПВ, на оснащение Вооруженных сил новой и модернизированной техникой в 2006-15 годах будет выделено четыре триллиона рублей. 63 процента от этих средств будут направлены на приобретение новой техники, а 37 - на модернизацию имеющейся.
Анализируя список техники, которую должны получить Вооруженные силы, можно отметить, что ГПВ отвечает основным положениям действующей военной доктрины, в соответствии с которой Вооруженные силы России должны быть готовы как к конфликтам низкой интенсивности, в которых основным противником выступают незаконные вооруженные формирования, так и к классической войне с противником, обладающим регулярной армией.
На первом этапе выполнения программы основой объем производства будет приходиться на уже известные и отработанные образцы. В сухопутных и воздушно-десантных войсках это танки Т-90, созданные на основе широко распространенных Т-72, боевые машины десанта БМД-4, разработанные на основе имеющейся БМД-3, боевые машины пехоты БМП-3, самоходные установки "Мста", зенитно-ракетные комплексы "Тор-М1", автоматы Калашникова и другие системы.
Кроме того, на этом этапе будет осуществляться массовая модернизация существующей техники и вооружения. Так, в 2006 году модернизацию прошли около 200 танков Т-72 и Т-80 и свыше 400 БМП и БТР. Совмещенная с капитальным ремонтом модернизация позволяет продлить срок службы вооружения в зависимости от типа на 15-25 лет и поднимает его боевые возможности до уровня новейших разработок. В качестве наиболее удачных примеров такого рода можно привести модернизацию боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 с использованием модуля "Кливер".
Из числа новейших образцов техники для сухопутных и воздушно-десантных войск, запускаемых в производство на первом этапе выполнения государственной программы вооружения, следует отметить оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер" и бронетранспортеры БТР-90.
На следующем этапе программы сухопутные войска начнут получать и другую новейшую технику. В числе уже "анонсированных" новинок - танк Т-95, боевая машина пехоты БМП-4, самоходная артиллерийская установка "Коалиция-СВ", зенитно-ракетный комплекс малой дальности нового поколения.
Схожая ситуация складывается и в военно-воздушных силах. В производство на начальном этапе запускается, например, фронтовой бомбардировщик Су-34, созданный в середине 90-х годов прошлого века на основе истребителя Су-27, и вертолет Ми-28, прототипы которого совершили первые полеты еще в начале 80-х годов. Новейшая техника на первом этапе будет представлена в основном учебно-боевым самолетом Як-130. Кроме производства перечисленных самолетов и вертолетов, ВВС получат большое количество модернизированной техники - истребители Су-27 и МиГ-29, истребители-перехватчики МиГ-31, штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и Ми-24, бомбардировщики Су-24, Ту-22М, Ту-160 и другие летательные аппараты. Темпы поступления техники будут постепенно увеличиваться.
После 2010 года ожидается запуск в серийное производство летательных аппаратов нового поколения. К ним относятся истребители, разрабатываемые КБ Сухого и Микояна, новые военно-транспортные самолеты различных категорий. Первые полеты самолетов пятого поколения планируется провести уже в текущем десятилетии. В частности, перспективный истребитель ОКБ Сухого, разрабатываемый по проекту ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), может подняться в воздух уже в 2007 году.
Силы ПВО, организационно входящие в состав ВВС и подчиненные космическим войскам силы воздушно-космической обороны, получат ряд образцов новейшей техники уже в ближайшее время. Стоит отметить строительство новых радаров системы предупреждения о ракетном нападении, принятие на вооружение зенитно-ракетных комплексов С-400 и систем связи. На следующем этапе войска ПВО получат, среди прочего, новый ЗРК средней дальности.
В военно-морском флоте поступление новейшей техники также начинается уже на первом этапе осуществления новой ГПВ. В настоящее время уже начато серийное строительство корветов типа "Стерегущий" (проект 20380), атомных подводных ракетоносцев типа "Юрий Долгорукий" (проект 955), дизельных подлодок типа "Санкт-Петербург" (проект 677), малых артиллерийских кораблей типа "Астрахань" (проект 21630), и других боевых единиц. Одновременно осуществляется программа ремонта и модернизации существующих кораблей и подлодок. Так, капитальный ремонт последовательно проходят все ракетоносцы проекта 667БДРМ, срок службы которых продлен до начала 2020-х годов.
Вместе с тем, грядущее перевооружение стратегических сил флота поставлено под угрозу неудачными испытаниями ракет "Булава", предназначенных для вооружения стратегических ракетоносцев проекта 955 и 941. После двух испытательных пусков, произведенных в 2005 году, "Булаву" преследуют неудачи. Три испытательных пуска 2006 года, произведенные 7 сентября, 25 октября и 24 декабря, завершились падением ракет. Причины провала пока точно не установлены, специалисты высказывают различные версии: от сбоя в программном обеспечении до заводского брака.
На втором этапе выполнения программы флот начнет получать и другие боевые единицы новых типов. В частности, после 2010 года должно начаться строительство перспективных боевых надводных кораблей 1 ранга, авианосцев и десантных кораблей нового поколения.
Перевооружение ракетных войск стратегического назначения началось еще до утверждения ГПВ 2006-2015. Оно связано, прежде всего, с ракетным комплексом "Тополь-М", который с 1998 года производится в шахтном, а с 2006 - в мобильном варианте. Летом новые комплексы были направлены в учебный центр РВСН, а первый строевой полк, оснащенный мобильными "Тополями-М" встал на боевое дежурство уже осенью 2006 года. В ближайшее время ожидается поставка в войска ракет "Тополь-М", оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В перспективе РВСН получат также и новую тяжелую ракету, предназначенную для замены ракет шахтного базирования УР-100 и Р-36М2.
Госпрограмма вооружения коснется и общей инфраструктуры вооруженных сил. Воинские части получат новые грузовые и легковые автомобили, средства индивидуальной защиты (бронежилеты, каски), средства связи и другое оборудование. Одним из наиболее значимых проектов является глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), окончательное развертывание которой, запланированное на 2009 год, повысит возможности всех без исключения видов вооруженных сил и тыловых частей, обеспечив точную, всесуточную и всепогодную навигацию.
Итогом 2006 года можно также считать окончательно сложившееся распределение функций в отечественной военной промышленности. Процесс образования холдингов, перепрофилирования предприятий и распределения экспортных и внутренних заказов позволил сосредоточить производство основных видов вооружения и техники на нескольких ключевых предприятиях. Так, основным производителем танков стал "Уралвагонзавод", дизельных подлодок - "Адмиралтейские верфи", атомных - "Севмаш", и так далее по большей части номенклатуры вооружения и техники.
2006 год стал удачным и для российского оружейного экспорта. Объем продаж превысил шесть миллиардов долларов, и по этому показателю Россия занимает устойчивое второе место в мире после США. Помимо традиционных рынков - Китая, Индии, стран ближнего востока - российское оружие успешно продается в Латинской Америке, Юго-восточной Азии, а также в Европе. В частности, стоит отметить закупки российских зенитно-ракетных комплексов и кораблей на воздушной подушке Грецией, вооруженные силы которой традиционно оснащаются техникой американского и западноевропейского производства.
Успех российского оружия в Латинской Америке связан в основном с поставками в Венесуэлу. В ходе визита в Россию президента Венесуэлы Уго Чавеса были заключены договоры о поставках вооружения и военной техники в общей сложности на три миллиарда долларов. Вооруженные силы Венесуэлы получат истребители Су-30, боевые и транспортные вертолеты, бронетранспортеры, зенитно-ракетные системы и стрелковое оружие российского производства. В дальнейшем Венесуэла может приобрести подводные лодки и другую военную технику российской разработки. Также ведутся переговоры о развертывании в Венесуэле производства российского оружия.
Пример Венесуэлы оказался заразительным. Переговоры о поставках российского оружия ведутся с Бразилией, Аргентиной и Мексикой, до этого приобретавших исключительно технику американского и западноевропейского производства. Бразилия уже заключила договор о закупке партии вертолетов Ми-35 и рассматривает возможность приобретения российских истребителей, Аргентина также заинтересована в приобретении российских вертолетов, а также систем управления воздушным движением и средств ПВО. Мексика планирует приобрести в 2007 году партию истребителей Су-27.
Разговор о российском оружейном экспорте был бы невозможен без упоминания о компании "Рособоронэкспорт", сосредоточившей в своих руках практически всю внешнюю торговлю оружием за исключением продажи запчастей. Находящийся в государственной собственности "Рособоронэкспорт" осуществляет не только торговые операции - в последние два года компания активно занимается приобретением промышленных активов. Широкую известность получило приобретение "Рособоронэкспортом" АвтоВАЗа и одного из крупнейших в мире производителей титана - Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО-"Ависма"). Также "Рособоронэкспорт" контролирует 50 процентов акций компании "Оборонпром", объединившей крупнейших российских производителей вертолетов.
Вместе с тем, следует упомянуть о противоречиях между руководством "Рособоронэкспорта" и Министерства обороны России. По сведениям ряда СМИ, генеральный директор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов и министр обороны Сергей Иванов не находят общего языка в вопросах дальнейшего развития военной промышленности. Основной причиной конфликта называется стремление Чемезова ориентировать предприятия ВПК на выполнение экспортных заказов, в то время как Сергей Иванов отстаивает позицию Вооруженных сил, заинтересованных в перепрофилировании предприятий под выполнение государственного оборонного заказа.
Сложность ситуации заключается в различии ТТХ боевой техники, поставляемой на экспорт и предназначенной для внутреннего пользования. По традиции, идущей с советских времен, военная техника, предназначенная для поставок на экспорт, отличается несколько упрощенным оборудованием и ухудшенными характеристиками по сравнению с образцами, предназначенными для собственной армии.
Подводить итоги 2006 года трудно - процессы, которые должны вернуть вооруженные силы России на подобающий уровень боеспособности, только начались, и качество их реализации можно будет оценить лишь два-три года спустя. C одной стороны, принятая государственная программа вооружения соответствует возможностям российской экономики. В соответствии с данным документом, ежегодно на оснащение вооруженных сил будет выделяться не менее 400 миллиардов рублей, что, в принципе, соответствует объемам военных расходов (на 2007 год - 821 миллиард, из них на переоснащение вооруженных сил - 50 процентов). С другой - хотелось бы понять, насколько данная программа окажется выполнимой в случае изменения экономической ситуации и будет ли производиться ежегодная коррекция расходов с учетом инфляции.
В целом же, обращаясь к прошлому, можно отметить сходство имеющейся ситуации с обстановкой начала 30-х годов, когда вооруженные силы точно так же начали переоснащение после 15-летнего перерыва. В то время руководство страны и армии не смогло избежать ошибок и перекосов в военном строительстве, что стало одной из главных причин поражений 41-42-го годов. Стоит надеяться, что такая ситуация не повторится - современная война, если она случится, не оставит времени на исправление ошибок.
Илья Крамник