Экономика
22:43, 15 января 2007

Stolichnaya история Минэкономразвития хочет отдать знаменитую водку частникам

Антон Ключкин

Водку Stolichnaya, которую начали производить в Советском Союзе еще в 1953 году, по праву попала в список советских брендов. Россия, как известно, является правопреемником СССР, поэтому по наследству вместе с долгами и прочими прелестями получила еще и его бренды. Сегодня бутылка с золочеными буквами Stolichnaya является символом "русской водки" для потребителей во всем мире. И вот чиновники из Минэкономразвития предложили "отдать" его в частные руки. Впрочем, с 2001 года суды по всему миру не могут ответить на вопрос, кому принадлежат права на этот бренд.

Газета "РБК-daily" сообщила 15 января, что Минэкономразвития РФ намерено выставить водочный бренд Stolichnaya на конкурс. В документе, содержащем предложения министерства, отмечается, что конкурс не предполагает продажи прав собственности на эти марки, а его победитель получит лишь право пользования и распоряжения ею.

Сейчас бренд Stolichnaya, как и еще ряд других водочных брендов, находятся в собственности Федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт" - в 2001 году права на товарные знаки были перерегистрированы на РФ в лице Минсельхоза. Однако новоиспеченный брендовладелец, который возглавляет экс-замминистра сельского хозяйства России Владимир Логинов, оказался неэффективным управленцем.

В декабре 2006 года из-за сокращения в 2003-2005 годах объема производства алкоголя, выпускающегося под принадлежащими ФКП товарными знаками, "Союзплодоимпорт" раскритиковала Счетная палата. В своем отчете аудиторы ведомства пришли к выводу, что бюджет страны может не получить значительных средств при перечислении части чистой прибыли ФКП.

Гендиректор "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов в своем ответном заявлении отметил, что отчисления по чистой прибыли в 2005 году в сравнении с 2003 годом выросли в семь раз. Однако в документе, содержащем предложения МЭРТ, указывается, что за четыре года управления ФКП "Союзплодоимпорт" объем капитализации водочных марок снизился почти в четыре раза с 900 миллионов до 250 миллионов долларов.

Стоит отметить, что доход "Союзплодоимпорта" в 2005 году составил лишь 158 миллионов рублей, а чистая прибыль - всего 50 миллионов рублей. Водки же под брендом Stolichnaya в 2004 году в мире было продано на 2 миллиарда долларов.

Кроме того, недовольство Минэкономразвития вызвала бурная, но малорезультативная деятельность госпредприятия в судах за рубежом. Как пишут чиновники в докладе, ФКП проиграло 13 из 16 судебных процессов, которые были направлены на восстановление прав России на торговые марки. C момента создания этой госструктуры с группой SPI Юрия Шефлера ведется борьба за более чем 40 советских водочных брендов. Шефлер контролирует продажи известных советских марок Stolichnaya, Moskovskaya и других по всему миру. Оборот группы составляет около 500 миллионов долларов в год.

Дистрибутором же водки Stolichnaya является второй по величине производитель алкогольной продукции в мире - французская Pernod Ricard. Компания получила права на дистрибуцию водки Stolichnaya, купив британскую Allied Domecq, которая подписала соглашение со SPI об эксклюзивной дистрибуции этой водки в большинстве стран мира, за исключением России.

У Pernod Ricard есть право на покупку товарного знака Stolichnaya, если SPI решит его продавать. При этом в американском офисе Pernod Ricard даже заявляли, что соглашение об этом со SPI вот-вот будет подписано, однако позже опровергли эту информацию. Возможно, французская компания оставила мысли о покупки бренда Stolichnaya именно потому, что к нему в придачу она получит многочисленные судебные разбирательства.

И хотя "Союзплодоимпорт" гораздо чаще проигрывал, чем выигрывал свои иски к SPI, ситуация для этой группы складывается не из лучших. В декабре газета "Коммерсант" сообщила, что Тамбовская облпрокуратура возбудила уголовное дело против руководства принадлежащего SPI завода "Талвис", где выпускается сырье для водки Stolichnaya. Оперативники посчитали, что рецептура напоминает рецептуру водки Stolichnaya "Союзплодоимпорт".

Стоит отметить, что производство Stolichnaya SPI перенесла на латвийский завод Latvijas Balzams, а вот сырье для него производит на российских предприятиях группы, в частности на "Талвисе". Если прокуратура докажет схожесть рецептур "Талвиса" и российской Stolichnaya, суд сможет запретить выпуск сырья для Stolichnaya и ее нельзя будет считать русской водкой.

Последствия же тамбовского иска к SPI, могут оказаться весьма и весьма печальными для бренда Stolichnaya. К примеру, жители американского штата Калифорния подали иск в суд с требованием запретить продавать и рекламировать на территории США водку Stolichnaya как русскую. Поводом же для иска послужил тот факт, что с осени 2001 года водка Stolichnaya производится группой SPI не в России, а на рижском заводе Latvijas Balzams.

Уголовное дело бдительных тамбовчан - не единственный повод для беспокойства у руководства SPI. 15 января газета "Ведомости" сообщила, что против президента SPI Андрея Скурихина возобновлено уголовное дело о незаконном использовании товарных знаков.

15 января Замоскворецкий районный суд Москвы избрал в отношении президента S.P.I. Андрея Скурихина "меру пресечения в виде заключения под стражу". В постановлении суда указано, что 24 октября 2006 года Скурихину было заочно предъявлено обвинение "в незаконном использовании чужого товарного знака, группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с причинением крупного ущерба". В этом же постановлении говорится, что с 15 ноября 2006 года Скурихин находится в международном розыске. Согласно части 3 статьи 180 Уголовного кодекса России, максимальный срок лишения свободы по этой статье - пять лет.

Примечательно, что данное уголовное дело, по словам адвокатов Скурихина, было возбуждено еще в марте 2002 года, когда главу SPI обвинили в получении 1,3 миллиона рублей с лицензиатов в 2001-2002 годах. Позже прокуратура Москвы трижды прекращала дело за отсутствием состава преступления в действиях Андрея Скурихина. Однако дело было возобновлено по указанию Генпрокуратуры, а адвокаты президента SPI подали апелляцию в суд.

Сам Скурихин заявил, что "они требуют, чтобы SPI продала водочные марки Pernod Ricard за полцены, а оставшаяся половина была передана им через третьих лиц". Кто такие они, он не уточнил, но добавил, что недавно встречался с Логиновым. Однако найти общий язык чиновнику и бизнесмену не удалось, после чего на президента SPI и завели уголовное дело.

Описанная Скурихиным ситуация была бы для "Союзплодоимпорта" прекрасным выходом из сложившейся ситуации. В случае, если бы разногласия с правами на Stolichnaya были бы урегулированы, то Pernod Ricard мог бы купить его не опасаясь судебной тягомотины, а госпредприятию с труднопроизносимым названием не пришлось бы отправлять своих эмиссаров в мировые суды. Однако неизвестно, захотела бы французская компания пойти на сделку при таких условиях.

Владимир Логинов, к сожалению, ответил на слова гендиректора SPI, что глупости он комментировать не будет. Поэтому узнать о том, насколько близка к истине версия беглого Скурихина, нам не удастся.

< Назад в рубрику