Один из важнейших объектов культурного экспорта советского и российского времени, Kirov Ballet, он же Мариинский театр, к 2009 году должен был бы стать самым обеспеченным коллективом с точки зрения "жилплощади". Трехчастный проект реконструкции предполагал, что у Мариинки будет две сцены - старая и новая, а также два концертных зала (зрительный и репетиционный). Однако все пошло вопреки плану, и к январю 2007 года труппа остается на месте, а главы двух французских архитектурных бюро пребывают в недоумении.
В июне 2002 года российское правительство издало распоряжение о строительстве новой сцены Мариинки, в начале 2003 года был объявлен конкурс на лучший проект, и уже 28 июня того же года стало известно имя победителя: им стал французский архитектор Доминик Перро. На родине он прославился новым комплексом Национальной библиотеки (в Париже) и зданием Высшей инженерной и технологической школы (в предместье французской столицы Марн-ла-Валле).
Петербургский проект Перро оказался ошеломительным: футуристический купол, который в СМИ назвали "смятой золотой фольгой", к 2008 году должен был укрыть вторую сцену Мариинки, которой предстоит разместиться на берегу Крюкова канала. Хотя в конкурсном задании говорилось, что проект должен стать "оригинальным и запоминающимся", "новой визитной карточкой Петербурга", работа Перро невероятно раздражила граждан, чиновников и строителей. В первые же месяцы после победы французский зодчий едва не лишился проекта: выяснилось, что российская экспертиза не имеет права принимать проектную документацию архитектурных бюро, не имеющих лицензий в России. Кроме того, говорилось, что, раз Перро живет в Париже, то он "физически не сможет контролировать строительство". Архитектор зарегистрировал российскую компанию и вместе с консорциумом российских ведомств приступил к поиску генподрядчика строительных работ.
Упражнения в бюрократической дипломатии заняли два года - до лета 2005 года. Нулевой цикл работ по второй сцене должен был начаться в 2006 году (а окончание намечено на 2009-й), но вдруг оказалось, что проект Перро, особенно купол, категорически не нравится Главгосэкспертизе. Заместитель директора этого ведомства Юрий Мельников прямым текстом заявил: "Мы будем ставить вопрос о том, чтобы его [купол] убрать". И действительно, Главгосэкспертиза несколько раз вернула проект архитектору с нареканиями. Очередные поправки Перро должен будет представить к марту 2007 года. Тем временем, зодчий успел усомниться, нужна ли его работа Петербургу вообще и худруку Мариинки в частности. Валерий Абисалович Гергиев от проекта не отрекся, но заметил, что "Доминику Перро нужно понять, что в России нельзя работать так, как он привык в Париже". Впрочем, надо полагать, за три года архитектор понял это как нельзя лучше.
Историческое здание Мариинки последний раз обстоятельно ремонтировали в конце 1960-х годов, и его общее состояние не внушало оптимизма уже давно. При участии Международного банка реконструкции и развития Министерство культуры в 2003 году провело конкурс на проект реставрации театра. Его выиграло французское бюро X. Fabre & Speller, реконструировавшее парижский театр "Шатле", здание Palais Garnier и другие известные объекты. Экспертиза, решение технических вопросов и всевозможные согласования заняли три года, но в конце 2006-го глава бюро Ксавье Фабр вдруг узнал, что контракт с его компанией приостановлен. Как оказалось, дирекция Мариинки пришла к выводу, что труппа не может уехать из исторического здания, поскольку, собственно, ей некуда перебираться. По словам Валерия Гергиева, для театра не удалось подыскать подходящие временные площадки, в частности, Дворец культуры Ленсовета предложил "неприемлемые условия аренды".
Для Ксавье Фабра эпопея с Мариинским театром обернулась двойной головной болью, поскольку он не только разрабатывал экспертный проект по историческому зданию, но и одновременно работал над превращением сгоревших мастерских в концертный зал за минимальные сроки (Мариинка-3 открылась в ноябре 2006 года). Там архитектор столкнулся с поразительным фактом российской действительности: здание было сдано через месяц после того, как с Фабром был подписан контракт на авторский надзор, поэтому несколько идей оказались реализованы совсем не так, как это видел архитектор. Несмотря на весь свой такт и любовь к Мариинке, Фабр не удержался от определений "архитектурный нонсенс" и "курьез", резюмируя итоги своих усилий.
К изумлению Доминика Перро, которому по-прежнему формально не разрешают приступить к строительству, нулевой цикл работ по Мариинке-2 все же идет (без участия архитектора). При этом никто не питает особых иллюзий, что очередной раунд доработок купольного проекта будет принят Госэкспертизой и что новое здание, в котором разместятся два зала, действительно откроется в 2009 году. Одновременно Ксавье Фабр утверждает, что основное здание театра может обойтись без ремонта максимум три года. Но за это время закончится срок действия всех надзорных разрешений, и проектирование придется начинать заново. По-видимому, все участники событий живут надеждой только на титаническую энергию Валерия Гергиева. И он, разумеется, сдвинет горы, и без знаменитого театра мы не останемся. Только даже маэстро признает, что быстро может осуществлять проекты только тогда, если в них не участвует государство.
Юлия Штутина