Итак, ЭТО случилось вновь. Многие называют ЭТО генеральной репетицией "Оскара", которая почти со стопроцентной вероятностью определяет будущих обладателей золотой статуэтки, и они почти правы. Во всяком случае, если американские киноакадемики и могут преподнести какие-то сюрпризы, то только тогда, когда мнения всевозможных киноассоциаций расходятся хоть в чем-то. В этом же году профессионалы всех мастей продемонстрировали такое единство, что впору было подумать о глобальном заговоре.
Столь предсказуемого списка лауреатов "Золотого глобуса" не было давно. Так, если в 2006 году еще можно было гадать, получит ли "Глобус" Риз Уизерспун или ей придется уступить Джуди Денч, станет ли победителем Филип Сеймур Хоффман или его оттеснят Рассел Кроу и, быть может, Хит Леджер, то с претендентами этого года все было ясно заранее.
Хелен Миррен, умудрившаяся сыгравшая обеих британских Елизавет в телевизионном сериале и в полнометражном фильме и завоевавшая к середине января все мыслимые награды, была просто обречена. При всем уважении к той же Джуди Денч и иным соперницам в категории "лучшая актриса драматического фильма", у них не было никаких шансов. В итоге, Миррен получила два "Глобуса" - и за Елизавету I, и за Елизавету II - доказав, что британская монархия пользуется большой популярностью в среде окопавшихся в Голливуде иностранных журналистов.
Столь же определенными были и перспективы Фореста Уитакера, сыгравшего угандийского диктатора в "Последнем короле Шотландии". Ему, уже получившему за свою роль награды всех гильдий критиков США, не смог составить конкуренцию даже дважды номинированный в этой же категории Леонардо ди Каприо. Для Уитакера, также как и для Хелен Миррен, этот "Золотой глобус" стал первым за всю долгую карьеру, что придает решению ассоциации иностранных журналистов характер восторжествовавшей справедливости.
В актерских номинациях в разделе "лучший музыкальный фильм или комедия" "Золотые глобусы" нашли своих обладателей также строго по плану "заговора". Ими стали Мэрил Стрип и Саша Барон Коэн. Со Стрип все ясно. Год, в который она не выдвигается на соискание "Золотого глобуса", можно считать действительно странным, и таких лет за ее карьеру накопилось не так уж много. Достаточно вспомнить, что эта актриса претендовала на награду иностранной прессы 16 раз, и на какой-нибудь из полок в ее доме стоят уже пять золотых шаров.
В этот раз у Стрип, "вытянувшей" на своей актерской харизме довольно посредственный фильм "Дьявол носит Prada", из возможных конкуренток была, пожалуй, лишь Тони Коллет с ее ролью в "Маленькой мисс Счастье". Но шансы последней так и остались иллюзорными. А Мэрил Стрип теперь придется купить полку побольше.
С британским комиком Коэном все получилось куда забавнее. Этому актеру, возмутившему в 2006 году не только сильно застоявшиеся воды комедийного жанра, но и вызвавшему скандалы международного и местного уровня, противостоял в номинации не кто-нибудь, а сам мистер Джонни Депп, который в последнее время воспринимается широкой зрительской общественностью не иначе как "наше все". И все же Коэн победил. И, как это кому-то не покажется странным, победил вполне заслуженно. Так как созданный им образ придурковатого казахского журналиста Бората Сагдиева был детально продуман и столь выразителен, что порой трудно было определить, кто же кого из них играет - Коэн Бората или наоборот.
Что касается Деппа, то этот матерый человечище, не удостоенный, кстати, до сих пор ни одной серьезной кинематографической награды, вероятнее всего, получит свой "Глобус" после выхода финальной части "Пиратов Карибского моря", так сказать за общие заслуги. Такая практика в Голливуде существует, достаточно вспомнить того же Питера Джексона, на которого дождь наград обрушился лишь после сокрушительного успеха "Возвращения короля".
Теперь, собственно, о фильмах. Категория, которая по традиции считается главной - "лучшая драматическая картина года", стала единственной, где сохранилось некое подобие интриги. Победителями здесь могли оказаться все та же "Королева", "Отступники" Мартина Скорсезе и "Вавилон" Алехандро Гонсалеса Иньяриту. Последний, являвшийся абсолютным лидером по количеству номинаций, и стал обладателем "Золотого глобуса".
Вероятнее всего, фильм, действие которого происходит в разных концах света и герои которого вынуждены всем время преодолевать языковые и культурные барьеры, по сути своей оказался близок иностранным журналистам, попивающим коктейли в кинематографическом Вавилоне - Голливуде. Но заинтересовала их лишь сама тема фильма, но не актерские работы Брэда Питта, Кейт Бланшет и второстепенных лицедеев, имена которых не скажут большинству зрителей ничего. О самой картине пока можно лишь сказать, что в США она была выпущена в ограниченный прокат и собрала в нем чуть более 20 миллионов долларов, а посему оценить ее дальнейшие "оскаровские" перспективы просто не представляется возможным.
Ну а в разделе "лучший музыкальный фильм или комедия" безраздельно властвовали "Девушки мечты", обеспечившие "Глобус" не только себе, но и исполнителям второстепенных ролей Дженнифер Хадсон и Эдди Мерфи, для которого это первая кинематографическая награда подобного уровня.
В режиссерской номинации судьбу Леонардо ди Каприо повторил Клинт Иствуд, также претендовавший сразу на две награды за "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы". Здесь золотой шар достался его давнему сопернику Мартину Скорсезе. Однако поводов для беспокойства у Иствуда быть не должно, ведь те же "Письма", представлявшие волею удивительного решения отборочной комиссии Японию в номинации "лучший фильм на иностранном языке", свой трофей получили и теперь просто обязаны занять место в списке претендентов на Оскар.
Еще одной вполне предсказуемой победой стал "Золотой глобус" анимационной ленты "Тачки", уступавшей своим конкурентам по качеству графики, но очевидно превосходившей их по содержанию. А быть может, иностранные журналисты, испытывающие известную в Голливуде слабость к роскошным вечеринкам и дорогим подаркам, просто не устояли перед не менее роскошными спортивными автомобилями.
В целом, если все же предположить, что "Золотой глобус" действительно является генеральной репетицией "Оскара", то надо признать, что репетиция эта удалась. Среди награжденных не оказалось ни одного лишнего человека, дамы блистали нарядами и бриллиантами, мужчины были элегантны и сдержаны, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отбросил костыли ради такого случая, Уоррен Битти получил Сесила ДеМилля, и даже Борат оказался похож на человека. Все хорошо. Вот только налоговые декларации, которые были вручены лауреатам вместе с привычными в таких случаях подарками, наверняка слегка омрачили праздник.
Андрей Воронцов