Культура
22:32, 17 января 2007

Война чернокнижников Премьеры 18 января

На этой неделе в прокат выходят фильмы "Престиж", "Черная книга", "Мальчик-оборотень и волшебный автобус", "Не говори никому", "Четыре звезды" и "Снежный пирог". Обозреватели журнала Time Out Москва узнали, что прячет настоящий фокусник в рукаве, выяснили вкус гуманитарного шоколада, определили место погребения Гарри Поттера, опечалилсь отсутствием Эйфелевой башни в Париже и сходили в гости к "Женщине дождя".

"Престиж"

Жанр: по ту сторону фокуса. США - Великобритания, 2006. Режиссер: Кристофер Нолан. В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Скарлетт Йоханссон. 128 мин.

В падком на зрелища викторианском Лондоне ведут окопную войну фокусники Роберт Анжер (Хью Джекман) и Альфред Борден (Кристиан Бэйл). Когда-то во время совместного шоу Борден слишком старательно связал миссис Анжер, та не смогла освободиться и утонула в стеклянном аквариуме. С тех пор иллюзионисты, как ниндзя в третьесортном азиатском боевике, наклеивают фальшивые бороды, мажутся сажей и ходят на выступления друг друга делать мелкие пакости. Линия фронта от этих диверсий смещается не больше чем на метр, а формально соревнование идет за то, кто лучше исполнит трюк "транспортация человека".

Схематичная размеренность этой дуэли сперва кажется довольно робкой, но в ней есть глубокий смысл. Анжер и Борден - вроде как Моцарт и Сальери, хотя о совместимости гения и злодейства тут речи не идет: на эстраде не бывает людей с чистыми руками, и если кто-то и не закапывает конкурентов живьем, то уж точно сплющивает в лепешку бутафорские клетки с живыми канарейками.

Диверсионные вылазки героев - диспут на другую тему: "Божий дар и трудовая дисциплина: что более достойно восхищения?". Ответа на этот проклятый вопрос тут, впрочем, не прозвучит - со временем оказывается, что каждый из героев в полной мере наделен и тем и другим, а значит, все происходящее между ними есть подлинная трагедия, а не какие-то суетливые цирковые интрижки. Ответный удар надо сперва выстрадать.

Но "Престиж" - не только о единстве и борьбе противоположностей, это исторический костюмный детектив. Кино начинается со сцены суда над Борденом, обвиненным (возможно, несправедливо) в убийстве Анжера; на экране Скарлетт Йоханссон в корсете, кружевных подштанниках и с высокой прической каждые пять минут залезает в китайский шкаф, в интриге важнейшую роль играют цилиндры.

Но не такого детектива ждешь от автора "Мементо". История, в оригинале многослойная и неоднозначная, как "Расёмон" (фильм снят по мотивам романа Кристофера Приста), здесь смята, как та самая клетка с птичкой. Книга была, скорее, о бессилии и безумии. Фильм - о яростной, стоящей на личных счетах и амбициях зависти-ревности, которая, выходит, есть не только в спорте, шоу-бизнесе и кинокритике, но в любом стоящем ремесле вообще (минутное отступление о вражде Николы Тесла с Томасом Эдисоном убеждает, что в мире высокой науки происходит та же кухонная грызня).

С другой стороны, черкающий направо и налево карандаш сценаристов Ноланов (Кристофера и его брата Джонатана) придает "Престижу" не лишенную математического изящества ясность: тут, как в ребусе, все ключи с самого начала висят у нас перед глазами, нужно только иметь желание их разглядеть. Карту диалектики Нолан отыгрывает по полной - все в фильме смотрится в свое зеркальное отражение, каждый значимый персонаж имеет своего "злого близнеца".

Кристиан Бэйл мастерски лавирует между однажды примеренными им личинами молодца Бэтмена и американского психопата Бейтмана, Хью Джекман медленно (и, увы, совсем не так эффектно) эволюционирует от потерпевшего к злодею и обратно. Все тикает как часы, все подчинено правилам, пружины взведены, никто не пропускает хода. Это, конечно, не совсем шахматы. Но совсем, совсем не наперстки!

Василий Корецкий,Time Out Москва

"Черная книга"

Жанр: любовь в тылу врага. Нидерланды - Бельгия - Великобритания - Германия, 2006. Режиссер: Пол Верховен. В ролях: Карис Ван Хаутен, Себастиан Кох, Галина Рейджн, Дерек де Линт. 145 мин.

Еврейская девушка Рахиль (Карис Ван Хаутен) в оккупированной немцами Голландии два с лишним часа ходит по лезвию штыка. Ее приключения выглядят скорее триллером, чем военной драмой, а интригует в них не столько детективная линия (кто-то из Сопротивления сдает фашистам скрывающихся евреев, чтобы завладеть их ценностями), сколько их абсолютная и намеренно созданная режиссером Верховеном нестабильность.

Кадр из фильма "Черная книга"
Lenta.ru

Ситуации в фильме мгновенно меняются на противоположные: волшебные избавления обрываются нелепыми осечками, эротическое напряжение снимается пистолетным выстрелом, волки примеряют овечьи шкуры, а агнцы - эсэсовские мундиры от Hugo Boss. Рахиль успеет побывать в воде, в огне, в гробу и на службе в немецкой канцелярии. Она будет менять имена, масть и легенду, но неизменными останутся ее почти противоестественная витальность, чувство юмора и жажда жизни, жирной чертой подчеркнутая весьма двусмысленным, как будто бы счастливым, финалом.

Полу Верховену под семьдесят, он не снимал шесть лет, а на родине в Европе не снимал и вовсе лет двадцать - но это только факты биографии, которые с энергичной, изобретательной и продуманной картины не считываются. "Черная книга" - по сути его же "Солдаты королевы" (1977), только не про группу парней, а про девушку, и лучше. В пару к памятному эпизоду из "Солдат", в котором герой молодого Рутгера Хауэра ведет в танце своего приятеля-фашиста, Верховен добавляет феерическую сцену выхода из инсулиновой комы посредством плитки гуманитарного английского шоколада.

Впрочем, феерических деталей в "Черной книге" предостаточно, но главная мысль, как и положено в безупречном произведении, одна. Где-то рядом всегда идет "чужая" война, которая рано или поздно окажется твоей.

Мария Кувшинова,Time Out Москва

"Мальчик-оборотень и волшебный автобус"

Жанр: детский хоррор. Нидерланды, 2006. Режиссер: Питер Кьюперс. В ролях: Серж Прайс, Джим ван дер Панне, Лиза Смит. 96 мин.

Голландский пятиклассник Онновал (в русском переводе его для простоты зовут Вовой), парень с готической внешностью и генами оборотня, мечтает пойти по стопам Брэма Стокера и с энтузиазмом берет уроки у местной знаменитости - патлатого сочинителя страшных рассказов. Краски сгущаются, когда банда одноклассников начинает травить аутичного романтика, а девочка Лизалора, основной повод его сердечных порывов, целуется с главным забиякой.

Кадр из фильма "Мальчик-оборотень и волшебный автобус"
Lenta.ru

В этот момент, в дыму и спецэффектах, на сцене появляется личность в балахоне с анаграмматическим именем Ферлюци. Черт предлагает мальчику творческий союз - Вовочка должен написать готический роман, в котором жертвами темных сил будут ненавистные одноклассники, а сам он займется претворением написанного в реальность.

При всей несуразности сюжета "Волшебный автобус" - произведение довольно любопытное. Во-первых, это практически уникальный пример "детского хоррора". Детский он в том смысле, что никого тут не убивают и не потрошат, а хоррор - потому что фильм действительно местами вызывает жуткие чувства. К примеру, когда на открывающих титрах под уханье сов по туманным лесным кочкам скачет выкрашенный в цвет катафалка школьный автобус с тонированными стеклами, грешным делом думаешь, что вот, хоронят Гарри Поттера.

Во-вторых, тема творчества тут подается в неожиданно набоковском ключе: мальчик оказывается и творцом, и наблюдателем, и участником истории. В-третьих, в отличие от мейнстримовой корпоративной продукции, которая уже не может обойтись без силиконовой графики, здесь главенствует материя. Вся нечисть тут - это куклы и костюмы, страшноватые в своей добротности. Да и вообще - настолько оригинальной, захватывающей и безумной истории для детей никто не снимал довольно давно. Во всяком случае, в Голландии.

Игорь Веселов,Time Out Москва

"Четыре звезды"

Жанр: маленькая комедия. Франция, 2005. Режиссер: Кристиан Венсан. В ролях: Изабель Карре, Жозе Гарсиа, Франсуа Клюзе. 100 мин.

На Лазурном берегу - шум и песни "братва гуляет, и не мешают мусора". А лучше бы вмешались - если верить кино, то в Каннах трутся одни лишь проходимцы и комбинаторы. Вот, например, обычная серая училка Франсу (Изабель Карре) получила в наследство от тети, которой даже не посылала открыток по праздникам, 50 тысяч евро.

Кадр из фильма "Четыре звезды"
Lenta.ru

По этому поводу Франсу срочно бросила бойфренда, который посмел предложить потратить барыш на ортопедический матрас, и отправилась из Парижа на юга. В ванной своего номера (отель - те самые четыре звезды) Франсу встретила куртуазного пройдоху (Жозе Гарсиа) и влипла в аферу с недвижимостью. Теперь ей надо во что бы то ни стало впарить виллу бывшему гонщику (Франсуа Клюзе), оставившему половину своих мозгов на трассах "Формулы-1".

Да, вот такой прожект - без размаха, присущего аналогичным комедиям Эрнста Любича, Престона Стерджеса и Альфреда Хичкока (на той же Ривьере мэтр снимал фривольное кино "Поймать вора"). Хотя если бы Изабель Карре поменьше времени уделяла спадающей с плеча бретельке, то быть бы ей тут настоящей Грейс Келли. Возможностей уподобиться актрисе 40-50-х здесь предостаточно - режиссер Кристиан Венсан всячески выпячивает свое киноманство, всевозможными цитатами упирая на то, что и "Неприятности в раю", и "Аванти!" он отсмотрел по нескольку раз еще в детстве.

Но, честное слово, было бы лучше, если бы все это оказалось блефом и за плечами Венсана стояла всего лишь пара "индианджонсов". Ведь должно же быть в фильме с отличным комиком Франсуа Клюзе хоть что-то неожиданное, кроме традиционной формулы мелкой буржуазной комедии - "режиссер-киноман, Франция, авантюрный ситком".

Илья Миллер,Time Out Москва

"Не говори никому"

Жанр: французский бессвязный. Франция, 2006. Режиссер: Гийом Кане. В ролях: Франсуа Клюзе, Мари-Жозе Кроз, Натали Бэй, Гийом Кане. 125 мин.

В Париже, не отмеченном Эйфелевой башней и потому не слишком узнаваемом, врач-педиатр (Франсуа Клюзе) ищет собственную жену. Поиски эти в некотором роде обречены: восемь лет назад супругу зарезал маньяк, тело ее было кремировано, а убийца наказан. Но врач не сдается, поскольку к нему попало свежее видео, в котором жена запечатлена живой и обнадеживающе подвижной. Со временем к поискам подключаются убойный отдел жандармерии и банда садистов: первые хотят с мертвой поговорить, вторые - заткнуть ее окончательно.

Кадр из фильма "Не говори никому"
Lenta.ru

К фильму, конечно, могут возникнуть претензии. Ну где это видано, чтобы педиатр назначал детям мультики, а восемь лет для героев пролетали как день - без морщин и воспоминаний? Но это так, ворчание на выходе из кинозала. На просмотре придраться не успеваешь. Едва возникают сомнения в том, есть ли у режиссера Кане водительские права, как тот врубает пятую передачу и газует на встречную.

В историю стремительно, как прохожие в лобовое стекло, впечатываются новые физиономии и, помаячив минут десять - пятнадцать, навсегда пропадают из кадра. Появляется плечистая баба, которая пытает людей невиданным способом: мнет жертвам мышцы пресса. Заруливает бандит в трениках, производит несколько выстрелов и тут же сваливает из фильма.

Лица сменяются слишком быстро, чтобы можно было в них вглядеться, герой переходит на бег, и без того конспективные реплики тонут в вое сирен, стучат каблучки мертвой супруги - некогда разбираться, tempo, tempo! Про чувства, возникающие от "Не говори никому", лучше всего спели девушки из "ВИА Гры": "Круто, но путано и непонятно". То есть запомнить сюжет не получится, а уж с праздничного похмелья - так и вовсе может замутить.

Кирилл Алехин,Time Out Москва

"Снежный пирог"

Жанр: жизнь с идиотом. Великобритания - Канада, 2006. Режиссер: Марк Эванс. В ролях: Алан Рикман, Сигурни Уивер, Кэрри-Энн Мосс, Эмили Хэмпшир. 112 мин.

Угрюмый седеющий англичанин Алекс (Алан Рикман), непонятно зачем углубляющийся на машине в сердце зимней Канады, подбирает на трассе размалеванную пигалицу (Эмили Хэмпшир). Девушка умеет залезать в душу одиноким путникам и уже почти переходит с мрачным бобби на "ты", как вдруг вылетевший на встречную полосу грузовик вносит в историю коррективы. Расплющенный автомобиль валяется в кювете, а от девицы остается только пакет с игрушками, которые совсем уж раскисший Алекс считает своим долгом доставить маме погибшей и едет в забытый богом городок Вава.

Там дверь ему открывает странноватая Линда (в фильме ее называют аутисткой, хотя, скорее, это некий собирательный образ идиотки). Она совсем не переживает по поводу дочери и даже предлагает Алексу пожить у нее - при условии, что он будет выносить мусор. И пока решаются дела со страховкой, Алекс застревает в Ваве - между домиками Линды (Сигурни Уивер), любящей есть снег и прыгать на батуте, и ее соседки Мэгги (Кэрри-Энн Мосс), томной вдовы, любящей случайные связи и просто добрых людей.

Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы

Запросто можно было бы обозвать "Снежный пирог" женским вариантом "Человека дождя", похвалить неувядающую артистку Уивер за добросовестное вживание в образ и на том перевернуть страницу. Но если вынести первые десять минут ледяной скуки, закрыть глаза на стереотипы и кособокие диалоги, которыми общаются даже вроде бы нормальные герои, то выясняется, что у фильма есть особая прелесть.

Это не роуд-муви (вместо движения тут - бескрайние снега) и не риторическая зарисовка с моралью из жизни душевнобольных. Это такой крохотный, обаятельный в своей малозначительности кусочек целлулоида, совершенно в манере Вима Вендерса запечатлевший тот редкий и ценный момент, когда человек посреди большого путешествия делает привал.

Вот он допивает дрянной кофе, смотрит на бесконечные леса вокруг и понимает, что ничего не вернуть, что жизнь - это история, рассказанная дураком, а единственное, что тут можно поделать, - это продолжать ехать из ниоткуда в никуда.

Игорь Веселов,Time Out Москва

< Назад в рубрику