19 января в центре Стамбула был убит главный редактор армяно-турецкой газеты "Агос" и один из влиятельных представителей армянской диаспоры в Турции 52-летний Грант Динк. На следующий день полиция задержала подозреваемого - 17-летнего Огюна Самаста. Он признался, что убил журналиста из мести, так как тот, по его словам, оскорбил турецкую нацию. Динк неоднократно требовал официально признать геноцид армян со стороны Османской империи, что не могло не вызывать раздражение у турецких националистов. Однако вполне очевидно, что убив Динка, они в первую очередь нанесли удар по Турции.
Как рассказали очевидцы и коллеги Гранта Динка, утром минувшей пятницы в редакцию "Агоса" зашел молодой человек. Он поинтересовался, у себя ли главный редактор и, получив утвердительный ответ, попросил с ним встретиться. День был неприемным, поэтому посетителю предложили зайти в другой раз. Он вышел, но остался на улице, перейдя на противоположную сторону. По сведениям журналистов "Агоса", через несколько часов он снова обратился с просьбой о встрече с Грантом Динком, заявив, что хочет передать ему некую важную информацию. Когда главный редактор газеты спустился на улицу, молодой человек несколько раз выстрелил в Динка, после чего скрылся.
Убийца был снят камерами наружного наблюдения, что и способствовало его быстрой поимке. Кадры видеосъемки в тот же день показали по национальным телеканалам. Вскоре один из жителей Трабзона узнал в преступнике своего сына и позвонил в полицию. Поздним вечером 20 января на автовокзале города Самсун, расположенного на черноморском побережье Турции, полиция арестовала Огюна Самаста, который направлялся из Стамбула домой. У него обнаружили пистолет и одежду, в которой и было совершено убийство. На первом же допросе 17-летний юноша сознался в преступлении. По данным местных журналистов, он заявил, что прочитал в интернете некое нелицеприятное заявления Динка о Турции. "Он сказал, что родился здесь, но турецкая кровь грязная, поэтому я решил убить его и об этом не сожалею", - сказал арестованный.
По неподтвержденным данным, по делу об убийстве главного редактора "Агоса" проходят еще шесть человек. Один из них - Ясин Хаял, который уже отсидел 11 месяцев в тюрьме за совершение теракта в трабзонском ресторане "Макдоналдс" в 2004 году. Источники в полиции не исключают, что именно в этом городе планировалось убийство Динка. Также, по некоторым сведениям, задержан и отец Огюна Самаста, сдавший его полиции. Следствие проверяет информацию о том, не состоял ли Самаст членом какой-либо организации турецких националистов, а также о его возможной причастности к смерти итальянского католического священника, которого неизвестные застрелили в Трабзоне в феврале 2006 года.
Сразу после убийства журналиста премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с экстренным телеобращением к нации, заявив: "Пули, поразившие Динка, были направлены в каждого из нас. Это убийство - оскорбление, нанесенное всему турецкому народу. Преступники будут найдены и наказаны в ближайшее время". Глава правительства взял расследование дела под свой личный контроль. Правоохранительные органы объявили розыск убийцы Гранта Динка делом чести.
Его смерть вызвала массовые возмущения среди 80-тысячной армянской диаспоры Турции, одним из самых влиятельных представителей которой был Грант Динк. В Стамбуле, где в основном и проживают армяне, уже в день убийства прошли массовые манифестации, в которых приняли участие нескольких десятков тысяч человек. Демонстранты несли плакаты с надписями: "Мы все - армяне", "Я - Грант Динк", "Найдите и покарайте убийц". Митинга протеста прошли и в Армении. Спикер армянского парламента заявил, что "теперь Турции не стоит и мечтать о членстве в Европейском союзе".
В качестве основной версии убийства Динка следствие рассматривало его профессиональную деятельность. В своих публичных выступлениях и публикациях (журналист ведет редакторскую колонку в "Агосе" с 1996 года) он неоднократно заявлял, что является гражданином Турции и хотел бы видеть свою страну более демократичной, открытой и современной. Динк ратовал за ее вступление в Евросоюз, полагая, что "принятие европейских стандартов поможет туркам оценить трагедию, пережитую армянами в 1915-1917 годы". Правда, стоит отметить, что Грант Динк выступал с умеренных позиций, осуждая и армянский радикализм, который, по его мнению, также препятствовал налаживанию добрососедских отношений двух стран.
За свои взгляды в октябре 2005 года журналист был признан виновным в нарушении статьи 301 уголовного кодекса Турции ("оскорбление нации") и приговорен к шести месяцам тюрьмы условно. Гранта Динка осудили за высказывания, сделанные им за три года до начала суда (тогда разбирательство было отсрочено). Он подверг критике тот факт, что турецкие школьники каждое утро до начала занятий исполняют национальный гимн, который, по его мнению, является дискриминационным. В качестве обоснования журналист привел строку, в которой говорится о гордости за принадлежность к "героической расе". Комментируя ее, Динк отмечал: "Я - гражданин Турции, но армянин". Гимн, по его словам, является "примером неправильного отношения Турции к ее нацменьшинствам". "По дороге к реформам, которые страна должна осуществлять на пути ко вступлению в Евросоюз, национализму места нет", - подчеркивал журналист.
В своих публикациях он требовал признать истребление 1,5 миллионов армян в северной Анатолии в период Первой мировой войны актом геноцида. Анкара же в последнее время заявляла, что в результате партизанских действий армянских повстанцев и контрпартизанских операций османской армии и курдского ополчения действительно были "многочисленные жертвы" как среди христианского армянского населения, так и среди турок. Но "целенаправленного систематического и тотального уничтожения" армян не было. Под давлением мирового сообщества, и в особенности Евросоюза, с которым турки ведут переговоры о вступлении, Анкара предложила создать совместную комиссию историков, которые могли бы "спокойно и объективно изучить имеющийся фактический материал". Но некоторое смягчение позиции официальных властей только усилило голоса националистов.
Грант Динк понимал это, поскольку в последнее время получал по электронной почте письма с угрозами, в которых его называли "предателем". Кто был их отправителем, неизвестно. В одной из своих последних колонок, которая была опубликована в "Агосе" 12 января, журналист писал, что опасается за свою жизнь. В заметке были и такие слова Динка: "Господа министры, знаете ли вы, каково это, когда ты и твоя семья подвергается постоянным оскорблениям и угрозам? Я много раз думал о том, чтобы покинуть страну, но этот выход не для меня. Я знаю, что 2007 год будет еще труднее, чем год прошедший. Я устал и напуган, как уличный голубь, загнанный в сети. Но я все же верю, что в моей стране не убивают голубей".
Убийство Гранта Динка обязательно будет использовано противниками вступления Турции в Евросоюз. Ранее Европарламент уже выдвинул требование признания геноцида армян одним из условий членства Турции в ЕС. А на фоне откровенных неудач на последних раундах переговоров с европейцами туркам придется ускорить процесс демократизации своего законодательства (в конце 2006 года турецкие власти заявили о готовности смягчить положения статьи 301) и пересмотреть взгляды на недавнее имперское прошлое. И уже не слишком считаться с политическими издержками. Иначе, как справедливо заметили некоторые политики, мечты турецких властей об общеевропейском будущем могут никогда не сбыться.
Руслан Кадрматов