Бывший СССР
01:10, 26 января 2007

"Мы его катапультировали" Киргизскому премьеру не нашлось места в "тандеме" с президентом

Михаил Тищенко

25 января киргизский парламент во второй раз отказался утвердить Феликса Кулова в должности премьер-министра. Президент Курманбек Бакиев решил с депутатами больше не спорить и согласился предложить кого-нибудь другого. Таким образом "тандем Бакиев-Кулов" (неформальный договор о разделе полномочий, который каждому из политиков помог прийти к власти в 2005 году) развалился окончательно.

Неделю назад, когда Феликс Кулов получил первое депутатское "нет", он заявил, что "обсуждал эту ситуацию с президентом и был к ней готов". Он даже рассказал о тактике, посредством которой участники "тандема" рассчитывали добиться положительного решения. "Президент пообещал вносить мою кандидатуру вновь и вновь, - сказал Кулов, - до тех пор, пока депутаты ее не утвердят".

Это "обещание" продержалось до сегодняшнего дня. После повторного голосования (оно также окончилось для Кулова неудачей) Курманбек Бакиев выразил сожаление по поводу результата, похвалил Кулова за хорошую работу и заявил, что уже завтра предложит парламенту другого кандидата. Президент, сообщает ИА "24.kg", отметил, что "вынужден" так поступить.

Объясняя свое решение, он заявил, что экономика Киргизии требует срочного вмешательства исполнительной власти, и поэтому надо как можно быстрее назначить новое правительство (прежнее ушло в отставку в декабре 2006 года, сейчас министры работают в качестве "исполняющих обязанности"), не тратя времени на споры.

Это объяснение мало кого устроило. Даже критиковавшие Кулова оппозиционеры, готовые записать в свой актив еще одну "победу" в противостоянии с президентом, отмечают, что на решение Бакиева повлияли сложные взаимоотношения между участниками "тандема". "Кулов и Бакиев не были одной командой, Кулов не был нужен президенту, порой и мешал", - рассуждает депутат Темир Сариев.

Парламентарии не обошли вниманием и тот факт, что президент не пришел на заседания палаты, чтобы лично поддержать своего кандидата. Представлять его он поручил полпреду Алымбаю Султанову, который, вспоминает депутат Кабай Карабеков, в 2000 году был соперником Феликса Кулова на выборах в парламент "и обошел его только благодаря мощному административному ресурсу".

По информации газеты "Белый пароход", выдвигая кандидатуру Кулова, Курманбек Бакиев даже не провел предварительных консультаций со "своими людьми" в парламенте. В результате, пишет издание, "не получив конкретной отмашки, осторожное пробакиевское крыло голосовало вразброд, кто как хотел". Между тем, хотя голосование было тайным, отмечает источник, из разговоров в кулуарах парламента "было ясно, что парламентская оппозиция, ранее критиковавшая премьера, в большинстве своем Кулова поддерживает".

Президент фактически избавился от соратника по "тюльпановой революции" руками парламента, считает лидер оппозиционного движения "За реформы" Омурбек Текебаев. В этой комбинации и парламент, и президент получили возможность "сохранить лицо": первый показал свою принципиальность, второй пошел депутатам на уступки и отказался от поддержки Кулова, однако сделал это "в интересах государства".

Уже в декабре 2006 года президентские силы взяли реванш за поражение в ходе "ноябрьской революции", рассуждает Текебаев. По новой редакции основного закона, принятой за два дня до Нового года, президент вернул себе большинство потерянных полномочий, а как утверждают некоторые представители оппозиции, получил даже больше власти, чем его предшественник Аскар Акаев. Теперь же он получил возможность избавиться от сдерживавшего его "тандема", сменив Феликса Кулова на "технического премьера", отмечает Текебаев.

Президент Киргизии Курманбек Бакиев. Фото с сайта kenesh.kg.
Lenta.ru

"Кто бы ни стал следующим премьер-министром, это будет временная фигура", - соглашается с ним депутат Болот Шерниязов. Более того, новым главой кабинета, считает депутат, назначат "камикадзе". Ему, очевидно, придется, принять ряд непопулярных решений: например, о приватизации энергосектора или вступлении Киргизии в программу HIPC. Последняя позволит списать часть внешнего долга, однако при
этом республика получит статус "одной из беднейших стран мира" и будет вынуждена выполнить ряд условий со стороны кредиторов, которые оппоненты HIPC расценивают как посягательство на ее суверенитет.

Сам Феликс Кулов неоднократно заявлял, что готов взять на себя ответственность за непопулярные меры (в частности, за вступление в HIPC). Однако нынешнее решение Бакиева избавило его от этой необходимости. Теперь, если Кулов пожелает вернуться во власть (как оппозиционер или сторонник президента), то на нем не будет висеть груз "антинародной политики" - он достанется тому самому "камикадзе".

Президент между тем уже предложил своему бывшему партнеру по "тандему" другую работу. Известно, что речь идет о "высоких государственных должностях". Кулов, как сообщается, за предложения поблагодарил, но пока не ответил, принимает он их или нет.

Наблюдатели не исключают, что бывший премьер теперь пополнит ряды оппозиционеров. Так издание "Айкын" считает, что Феликс Кулов может встать во главе объединенной оппозиции вместе с Омурбеком Текебаевым. В этом случае уже весной, предсказывает издание, "по всей республике начнутся спонтанные митинги и пешие походы в столицу" - акции, подобные тем, с которых начинались "тюльпановые революции" 2005 и 2006 годов.

Ранее, отвечая на вопрос одного из депутатов, Феликс Кулов заявил, что если ему придется уйти с поста премьера, то в оппозицию он не пойдет, хотя может "пойти против плохой политики". Кроме того он подчеркнул, что при подобном развитии событий не несет ответственности за свою партию "Ар-Намыс" (Достоинство). На партийном сайте действия президента, который отказал в поддержке своему партнеру по "тандему", уже расценили как "предательство". Сайт самого Кулова (www.kulov.kg) в настоящее время недоступен: при попытке зайти на него появляется сообщение, что сайт "временно приостановил свою работу".

С уходом Кулова из правительства, считает киргизский политолог Нур Омаров, политическая ситуация в республике обострится. Соглашение о "тандеме" не было юридическим документом, однако оно стало по крайней мере символом компромисса различных политических сил, в частности, представителей северных и южных районов страны. Теперь же, когда союз южанина Бакиева и северянина Кулова развалился, в Киргизии, по мнению Омарова, "может начаться война между региональными, клановыми и политическими группировками".

"Эксперимент по демократизации Кыргызстана и вовлечению его в цивилизованное международное сообщество в очередной раз успешно провалился", - считает ветеран "тюльпановой революции" Кубатбек Байболов. Теперь, по его словам, придется снова ждать, "пока не проснется самосознание народа". "Честные и здравомыслящие люди, как встарь, ушли на кухни", - добавил депутат. Остальные, следуя его логике, в ближайшие дни выберут из своих рядов кандидата на пост премьера и, очевидно, проголосуют за него в парламенте. Если, конечно, народ не проснется раньше.

< Назад в рубрику