В январе 2007 года Иран объявил о подготовке к запуску первого космического спутника. Вывод аппарата на орбиту с помощью собственного носителя позволит Ирану вступить в крайне узкий клуб стран, имеющих собственные ракеты-носители, и создать свою группировку космических аппаратов. Тем не менее, ряд специалистов высказывает сомнения по поводу способности Ирана создать собственный космический носитель в ближайшее время.
Наиболее мощной из освоенных в производстве ракет Ирана является Shahab-3 ("Шахаб-3"), дальностью полета до 1600 километров. По мнению специалистов, с помощью такой ракеты Иран может вывести на низкую орбиту (до 150 километров) легкий спутник массой не более 300 килограммов.
Весовые параметры, обусловленные мощностью ракеты, накладывают жесткие ограничения на возможности спутника и количество оборудования, которое можно разместить на его борту. Увеличить массу аппарата можно только с использованием более мощных ракет.
По мнению американских специалистов, создать собственную межконтинентальную баллистическую ракету Иран сможет не ранее 2015 года. До этого времени наиболее реальным вариантом осуществления "космического старта" является использование ракет иностранной разработки, прежде всего северокорейской.
Ряд американских и израильских источников сообщает, что Иран имеет доступ к технологиям северокорейской межконтинентальной ракеты "Тэподонг-2", неудачные испытания которой состоялись летом 2006 года. Теоретически создать ракету-носитель на основе "Тэподонг-2" можно в течение ближайших двух-трех лет.
Наиболее реальным является вариант разработки ракеты-носителя на основе северокорейской баллистической ракеты ВМ-25, дальность полета которой составляет 2400 километров. Подобный носитель не позволит вывести в космос тяжелый спутник, но даст Ирану возможность создавать спутники связи и разведывательные спутники, со сроком жизни на орбите не превышающим нескольких месяцев.
Теоретически, создание собственных спутников сильно повысить потенциал вооруженных сил Ирана. Космические аппараты могут использоваться для создания локальной навигационной системы, которая позволит понизить зависимость Ирана от глобальной навигационной системы GPS, а также для разведки, более точных прогнозов погоды, связи и решения других задач.
Наличие на орбите одного-двух разведывательных спутников иранского производства вряд ли создаст проблему для США. Скорее, такие спутники станут удобной мишенью для отработки системы перехвата космических аппаратов. Реальной силой "космические войска" Ирана могут стать только при наличии отлаженного производства межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов, но достичь подобного уровня развития космических технологий и промышленности Иран сможет не раньше, чем через 15-20 лет.
Илья Крамник