Экономика
22:31, 29 января 2007

Спросите Френкеля Арестованный банкир описал систему взяточничества в ЦБ

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Алексею Френкелю, арестованному по обвинению в организации убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова, удалось, сидя за решеткой, опубликовать второе письмо. В документе описывается коррупционный механизм, якобы существующий в ЦБ РФ, и позволявший финансово неустойчивым банкам попасть в систему страхования вкладов. Утверждается, что второе письмо Френкеля датируется летом 2006 года.

По мнению Френкеля, в последние два-три года коррупционные проявления в Центробанке выросли в целостную систему и достигли невиданных масштабов. Так, автор письма заявляет, что в систему страхования вкладов (ССВ), призванную отбраковать неустойчивые банки, попало 300 кредитных организаций с отрицательным капиталом по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

В опубликованном документе говорится, что решения о принятии банков в ССВ принимались Комитетом банковского надзора (КБН), который якобы превратился в инструмент для единоличного принятия решений после того, как в него вошли семеро членов из надзорного блока Центробанка, подчиняющиеся своему руководителю.

Имя руководителя Френкель не называет, однако известно, что заведующим в Банке России вопросами банковского надзора был с 2002 года Андрей Козлов. Косвенное упоминание Козлова содержится и в негативной оценке банкиром роли "Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг" - американской организации, занимающейся развитием банковского надзора.

В свое время корпус, в котором перед приходом в Центробанк занимал должность управляющего директора Андрей Козлов, многое сделал для российского надзора. Впрочем, об участии "Добровольческого корпуса" в построении коррупционных механизмов ЦБ РФ опальный банкир говорит с оглядкой, употребляя слова "не без участия" и "существует мнение".

Решатель

Решения, которые выносит КБН, принимаются, исходя из финансовых показателей банков. По мнению Френкеля, как минимум два из этих показателей могут быть использованы как формальный повод для недопущения банка в ССВ - так называемые ПУ3 и ПУ4, которые определяются на основании голосования экспертов, высказывающих свои мотивированные суждения.

Банкир утверждает, что именно система оценок при помощи мотивированных суждений, проникшая во все сферы деятельности банков, является поводом для возникновения мздоимства в Центробанке. Аналогичная схема описывалась в первом письме Френкеля, только там работники ЦБ получали возможность отзыва лицензий благодаря тому, что санкции за нарушения были прописаны в письмах Банка России, носящих рекомендательный характер.

В документе также говорится, что при остутствии формальных претензий Центробанк "формировал" справку от правоохранительных органов, которая становилась основанием для принятия мотивированного суждения. Связями Центробанка с Росфинмониторингом, отмечает Френкель, занимался член КБН Виктор Мельников. Кроме того, КБН иногда просто принимал решение о вынесении предписания неугодному банку, что автоматически исключало банк из кандидатов в ССВ.

Необходимые материалы для КБН готовил департамент лицензирования, пишет Френкель. Через него же был организован прием пожертвований, пишет он. Напомним, этот департамент до недавнего времени возглавлял Михаил Сухов. Теперь Сухов вошел в Совет директоров ЦБ.

Снова списки

Как известно, банковский кризис 2004 года был спровоцирован мгновенно разошедшимися по рынку "черными" списками якобы неустойчивых банков. В статье Френкеля "белые" и "черные" списки тоже есть, однако в другом качестве - как перечни банков, которые можно или нельзя пускать в ССВ.

"Белый" список, по версии Френкеля, был сформирован из крупных госбанков, "дочек" иностранных банков, а также банков-спонсоров чиновников, занимающихся обналичиванием средств, уходом от налогов и "серым" импортом. В "черный" список, пишет автор, попадали конкуренты банков, занимающихся обналичкой. Всех остальных лоббисты из ЦБ могли за определенную сумму внести в "белый" список.

Френкель оценивает стандартный взнос за вход в ССВ в 200 тысяч долларов. Он пишет, что за эту сумму, в частности, в ССВ принимались банки Северного Кавказа, а также московские банки, принадлежащие выходцам из этого региона. Банкир уточняет, что размер взноса зависел от размера банка. Так, небольшой областной банк могли допустить в ССВ всего за 150 тысяч долларов, а вот крупному московскому банку сокрытие миллиардного дисбаланса обошлось в пять миллионов долларов.

Названия всех банков из документа вычеркнуты, однако кредитную организацию, на примере которой подробно описывается конфликт с Центробанком, закончившийся отзывом лицензии, легко можно вычислить по дате отзыва (20 июля 2005 года). Это якобы заплативший коррупционерам 200 тысяч долларов "Международный Банк Экономического Развития", у которого первая проверка ничего не обнаружила и только повторная выявила недостачу в 90 миллионов рублей.

Как заявляет Френкель, на создании системы страхования вкладов чиновники Центробанка заработали до 250 миллионов долларов. Кроме того, большие средства получили лица, прикрывающие обналичивание средств в аффилированных с ними банках. Эти операции, по мнению главного подозреваемого по делу Козлова, ежемесячно приносят так называемым "кураторам" до 120 миллионов долларов.

Не пускать на рынок

Письма Френкеля читаются как захватывающий детектив с политическим уклоном. Однако стоит помнить, что у Френкеля незавидное положение - у его банка была отозвана лицензия, а сам он, судя по письмам, не видит ничего постыдного в обналичивании средств.

Поэтому ближе к концу статьи банкир фактически жалуется на то, что в Центробанке пресекают попытки "чужих" банков войти на рынок "обналички". Он называет знакомые по делу его же ВИП-банка санкции - отзыв лицензии и заведение уголовного дела. Напомним, что линия защиты Френкеля основана на том, что обвинение спровоцировано Центробанком, чтобы помешать ВИП-банку оспорить в апелляционных судах отзыв лицензии.

Циничной называет Френкель и фразу о том, что ЦБ не проигрывает суды, а проигрывает лишь инстанции. Действительно, вскоре после решения суда о том, что ВИП-банк должен быть допущен в ССВ, у него отозвали лицензию.

Передавший в СМИ оба письма президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов утверждает, что писем Френкеля больше не будет. Наверное, стоит ему поверить и ждать теперь писем от Центробанка.

< Назад в рубрику