Наступление, которое осенью прошлого года начали на президента Украины парламентская коалиция и правительство, подошло к логическому финалу. Путем многократного голосования в Верховной Раде, всевозможных трактовок конституции страны, а также альянсов с различными политическими группировками противники Виктора Ющенко лишили последнего не только тех полномочий, которых он и так лишился бы в соответствии с политреформой, но пошли еще дальше. Апофеозом этой борьбы за власть стало принятие закона "О кабинете министров", после чего представители Коммунистической партии Украины (КПУ) вообще предложили упразднить пост президента, ссылаясь на то, что именно с ним связаны все противоречия во власти, негативно сказывающиеся на жизни страны.
В пространном интервью газете "Известия в Украине" лидер КПУ Петр Симоненко заявил: "После ликвидации института президентства, чтобы разгрузить и кабмин, и Верховную Раду от функций, которые сейчас принадлежат главе государства, мы предлагаем вернуть президиум Верховной Рады". По мнению главного украинского коммуниста, президиум мог бы заниматься, с одной стороны, организационными вопросами подготовки сессий парламента, а с другой - мог бы взять на себя функции вручения наград, приема иностранных делегаций, обеспечение работы дипломатического корпуса, словом, взять на себя множество президентских обязанностей.
Конечно, предложения господина Симоненко сегодня кажутся фантазиями (спикер Рады Александр Мороз также оценивает их скептически, полагая, что в настоящее время поднимать вопрос о новой редакции конституции неуместно), однако кто бы мог предположить еще пару лет назад, что позорно проигравший президентские выборы Виктор Янукович вернется в Киев на белом коне и, по сути, сосредоточит в своих руках всю полноту исполнительной власти?
В нелегком деле прибирания к рукам президентских полномочий украинскому премьеру, как уже говорилось, помог закон "О кабинете министров", который Ющенко так и не подписал, что, однако, не помешало публикации этого документа в парламентской газете "Голос Украины" и газете центральных органов исполнительной власти "Правительственный курьер" за подписью Александра Мороза. Закон о кабинете министров стал первым документом такого уровня, опубликованным и, следовательно, вступившем в силу без подписи президента страны. Очень символично, что и говорить.
Согласно закону, кабинет министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Он ответственен перед президентом, но подконтролен и подотчетен только Верховной Раде. Правительство теперь также разрабатывает государственный бюджет. Премьер назначается на должность парламентом по представлению президента, который, в свою очередь, выбирает кандидатуру на основании предложения коалиции депутатских фракций не позднее, чем через 15 дней после поступления такого предложения. Причем, если президент не успевает определиться с премьером в назначенный срок, Рада назначает главу кабинета самостоятельно. Такая же ситуация с министрами обороны и иностранных дел, кандидатуры которых предлагает парламентская коалиция, вносит в Раду президент, а депутаты утверждают. Остальные члены кабинета назначаются на должности Верховной Радой по представлению премьера.
Помимо этого, согласно положениям нового закона, кабинет министров назначает на должности и увольняет по представлению премьера руководителей центральных органов исполнительной власти, первых заместителей и заместителей министров. Перед правительством несут ответственность за свою работу и губернаторы областей, нормативные акты которых кабмин вправе отменять. Что касается указов президента, то они должны быть скреплены подписями премьера и министра, ответственного за выполнение данного распоряжения. Если в правительстве решают не визировать президентские указы, то указы просто возвращаются в секретариат главы государства с пояснениями.
После публикации закона с новой силой начались разговоры о роспуске парламента и досрочных выборах, распространяемые депутатами из фракций "Наша Украина" и Блока Юлии Тимошенко, без которой, кстати, преодоление вето Ющенко на скандальный документ было бы невозможно. Однако в подобный поворот событий верится с трудом. Если бы Ющенко был способен разогнать депутатов, то ему следовало это сделать еще в прошлом году - до того, как Янукович возглавил правительство и сплотил вокруг себя мощную группировку, где перемешались олигархи, функционеры времен Леонида Кучмы и публичные политики самых различных мастей. И мощь этой группировки продолжает расти. Пока. А вместе с ней растут полномочия премьера и парламента. Поэтому роспуск Рады сейчас представляется не более вероятным, чем предложение Симоненко упразднить самого Ющенко. То же самое можно сказать и о переизбрании спикера парламента, на чем, кстати, настаивают теперь все те же бютовцы и "нашеукраинцы". При этом сторонники президента, кстати, обвиняют своих оппонентов в нарушении Универсала национального единства, о котором, похоже, на Украине уже никто и не помнит.
Правда, у Ющенко все же есть возможность оспорить легитимность закона о кабмине в Конституционном суде. На прошлой неделе эта возможность подавалась как свершившийся факт, однако в понедельник, после встречи с Януковичем, президент, как сообщил журналистам премьер, пообещал не обращаться в суд, если парламент примет поправки главы государства. Янукович даже признал существование "определенных несогласований" в законе, усилившем его власть. По мнению главы правительства, президент пойдет на попятную, если будут внесены изменения в статьи, касающиеся процедуры назначения премьер-министра и глав МИД и Минобороны. При этом Янукович заметил, что не видит оснований для обжалования президентом всего текста закона. Ожидается, что рассмотрение Радой поправок Ющенко состоится уже в этот четверг.
Между тем в недрах Рады готовится еще один исторический документ. По словам Александра Мороза, на первом согласительном совете очередной сессии Верховная Рада намерен включить в план заседаний законопроект о президенте Украины. Спикер уточнил, что этот законопроект готовился еще прошлым созывом парламента и в настоящий момент неизвестно, готов ли документ к тому, чтобы вынести его на обсуждение. Мороз подчеркнул, что, поскольку документ вносился в Раду до начала политреформы, перераспределивший полномочия президента и парламента, текст законопроекта нужно будет привести в соответствие с новыми положениями конституции. По всей видимости, это означает окончательное закрепление в законодательстве изменения баланса исполнительной власти. Ющенко может не сомневаться, что в законе о нем самом президента сделают свадебным генералом, постаравшись избавить главу государства от большинства обязанностей и реальных рычагов управления страной.
Если, конечно, к тому времени Киев не падет под марширующими к украинской столице отрядами "Народной самообороны", ведомыми экс-главой МВД Юрием Луценко. Хотя это тоже фантастика.