Россия
21:19, 8 февраля 2007

Тут вам не Москва Власти готовятся к новому процессу над Ходорковским и Лебедевым

Андрей Кузнецов

8 февраля 2007 года в 16 часов по забайкальскому времени на читинскую площадь Декабристов вышла заместитель председателя Комитета общественной поддержки Михаила Ходорковского Марина Савватеева. Она держала плакат "Меняем Ходорковского на Зурабова". Практически сразу к ней присоединились двое неизвестных, которые сказали, что полностью поддерживают выдвинутое требование.

После этого к Савватеевой подошли около 20 милиционеров и увезли Савватееву в отделение. Задержание было произведено под предлогом проведения ею несанкционированного пикета. Однако в комитете поддержки Ходорковского полагают, что речь идет об устроенной властями провокации, так как никто из соратников Савватеевой не смог опознать непрошенных добровольных пикетчиков.

Более того, комитет специально пошел на организацию одиночной акции протеста, так как по закону о ее проведении не надо извещать местную администрацию. 5 февраля в читинскую мэрию поступил запрос с просьбой разрешить провести обычный пикет. Чиновники заявили, что организаторы нарушили срок подачи уведомления, и запретили пикет. Именно поэтому Савватеева и решилась протестовать в одиночку.

Между прочим, проведение пикета было намечено на 8 февраля, а, как уже было сказано, уведомление о нем было подано 5 февраля, то есть за три дня, как и предписывает закон. Мотивы, по которым читинская мэрия отказала сторонникам Ходорковского, вполне понятны. Но комитет так просто сдаваться не собирается и намерен обжаловать действия муниципальных чиновников в суде.

Но дело даже не в том, какое решение примет суд по этому в общем незначительному делу. Похоже на то, что в ходе нового процесса над Ходорковским и Лебедевым, которым предъявили "абсурдные", по мнению их адвокатов, обвинения, власти постараются не допустить повторения ажиотажа, который царил во время вынесения им приговора в Мещанском суде Москвы.

В качестве дополнительных мер профилактики городские кварталы, где находятся учреждения, в которых проходили судебные и следственные мероприятия в отношении Ходорковского и Лебедева, на несколько часов полностью перекрывались милицией, что вызвало нарекания местных жителей.

Кроме того, давление оказывается и на адвокатов бывших руководителей "ЮКОСа" и "МЕНАТЕПа". Последний случай произошел 7 февраля в аэропорту Читы, где была задержана защитница Ходорковского Карина Москаленко. По ее словам, уже после прохождения регистрации ее попросили повторно пройти досмотр багажа, а затем под угрозой снятия с рейса потребовали подписать документ о неразглашении данных следствия по делу.

Пикет у стен Мещанского суда, 2005 год, фото пресс-центра khodorkovsky.ru
Lenta.ru

Похожий случай произошел в аэропорту "Домодедово" 4 февраля, когда были задержаны пять адвокатов Ходорковского и Лебедева, собиравшиеся вылететь в Читу. Их также доставили в милицию, с пристрастием обыскали, и они едва успели на самолет.

Адвокат Москаленко заявила, что направит в связи с этим жалобу в Генпрокуратуру РФ. По ее словам, после того как была "допущена беспрецедентная акция устрашения", "адвокаты не могут подвергать себя и свои профессиональные бумаги подобному риску". В связи с этим защитники потребовали перенести следственные действия по новому уголовному делу в отношении Ходорковского и Лебедева из Читы в Москву, где и проводится расследование.

Удаленность нынешнего процесса от столицы, по всей видимости, позволяет властям надеяться, что новый приговор вызовет меньший общественный резонанс, что было бы для них крайне желательно в год парламентских выборов. В мае 2005 года, когда выносился первый приговор Ходорковскому и Лебедеву, здание Мещанского суда фактически оказалось в осаде.

Акции в поддержку подсудимых собирали до нескольких сотен человек, которые не только выражали свои симпатии обвиняемым, но и скандировали политические лозунги, что привело к задержаниям активистов за административные правонарушения. Излишне объяснять, что на улице около здания суда присутствовала многочисленная армия теле-, радио- и пишущих журналистов, которые подробно фиксировали все происходящее.

Сторонников Ходорковского поддержали и представители многих оппозиционных движений и организаций. На митингах и в пикетах были замечены представители СПС, "Яблока" и различных правозащитных объединений, что придало процессу явно выраженный политический характер.

Ходорковский и Лебедев пробудут в читинском СИЗО, по крайней мере, до конца марта, пока продолжаются следственные мероприятия. Сам бывший глава "ЮКОСа" не верит, что ему удастся отбиться от новых обвинений в хищении и последующем отмывании через благотворительный фонд "Открытая Россия" 25 миллиардов долларов.

Он подчеркнул, что люди, придумавшие дело "ЮКОСа", чтобы "украсть самую процветающую нефтяную компанию России", опасаются выхода Ходорковского на свободу. А это может произойти уже в этом году, так как при отбытии половины срока за совершение нетяжких преступлений осужденный может рассчитывать на условно-досрочное освобождение.

В 2005 году Ходорковский и Лебедев были осуждены на восемь лет лишения свободы, однако фактически срок отсчитывается с момента ареста предпринимателей в 2003 году. Тем не менее, Ходорковский готов к новому приговору, который может потянуть на 15 лет. Бывший глава "ЮКОСа" подчеркнул, что новый срок его "не страшит", так как "его гонителям не верит ни один порядочный человек в мире".

Вместе с тем Ходорковский отметил, что его судьба и судьба Платона Лебедева напрямую зависит от итогов президентских выборов 2008 года, тем самым еще раз подчеркнув, что дело против него курируется в самых высоких эшелонах власти.

Стоит в заключение отметить, что первой официальной реакцией из-за рубежа на новое дело против руководителей "ЮКОСа" стало специальное заявление, с которым выступило посольство Великобритании в России. Представитель британской дипмиссии призвал российские власти отнестись с беспристрастностью к рассмотрению обвинений, выдвинутых против Ходорковского и Лебедева. Он также отметил, что Лондон будет внимательно следить за развитием ситуации в этом деле, подчеркнув важность для России развития независимой и объективной судебной системы.

< Назад в рубрику