В августе прошлого года "Независимая газета" опубликовала статью "Донские правые приказали долго жить". В публикации рассказывалась душещипательная история о "кризисе в ростовском регионально отделении СПС", который "ставит под угрозу само существование областного отделения партии". Материал почти один в один повторял другую статью, напечатанную в НГ двумя месяцами ранее. В материале "Донские правые остались без головы" в номере за 15 июня 2006 года также шла речь о "кризисе в руководстве ростовских правых". И он тоже ставил "под угрозу само существование областного отделения СПС".
История показательная сама по себе, однако для "Независимой газеты" она имела особенное значение. К тому времени из НГ вот уже год делали русский аналог The Washington Post. О том, что издание, ориентировавшееся изначально на французскую Le Mond и британскую Independent (подробнее об этом здесь), будет брать пример с газеты из США, политик, бывший чиновник и бизнесмен Константин Ремчуков заявил сразу после того, как в августе 2005 года его жена Елена купила у Бориса Березовского 100 процентов акций НГ.
Пресс-релиз газеты от 12 февраля этого года подводит промежуточный итог реформы в НГ: "задачи, поставленные перед руководством газеты полтора года назад после смены собственника, успешно выполнены". Закономерен вопрос: следует ли из этого, что The Washington Post, которая сделала себе имя на публикациях о деятельности Белого дома, Конгресса и правительства, теперь есть и в России?
Ремчуков говорит, что начал инвестировать деньги в развитие издания еще в 2005-м году. По словам предпринимателя, была улучшена дистрибуция издания, проводились рекламные кампании, но особое внимание уделялось фотооборудованию. "Мне сообщал менеджмент, что фотографы очень гордились и звонили своим друзьям в "Коммерсант" или "Ведомости", и говорили: "А у тебя такая "примочка" есть? А, у тебя нет. Ну, вы лохи. А вот у нас все это есть", - рассказывал в прошлом году в интервью "Радио Свобода" Ремчуков. В сентябре прошлого года НГ заимствовала у The Washigton Post формат, став полутаблоидом (длина газетного листа идентична формату A-2, а ширина - формату А-3).
Результат реформ вроде как не заставил себя долго ждать. Уже в начале 2006-го года предприниматель говорил о 15-17 процентом росте тиража, улучшении баланса, сокращении возврата от распространителей. Однако данные TNS Gallup Media свидетельствуют о том, что никаких серьезных прорывов издание не совершило. В 2004-2005-м годах аудитория издания была стабильна, а в 2006-м году даже немного сократилась. Если в мае-октябре 2005 года в Москве издание читало почти 70 тысяч человек, то в мае-октябре 2006 года только 64 тысячи. Не произошло и качественного скачка в издании. А вот количество претензий к публикациям в НГ, наоборот, возросло. Самый громкий скандал разгорелся в начале января, когда выяснилось, что сотрудницы из "Независимой газеты" почти год берут комментарии по астрономическим событиям у мертвого человека.
В общем, как ни крути, но пока говорить о появлении в России The Washington Post явно рано. Сам Ремчуков говорит, что пройдено только полпути и реформы в издании завершатся через полтора года. Но созданы ли для этого соответствующие предпосылки?
В обнародованном в понедельник пресс-релизе сообщается об увольнении "успешно справившихся со своими обязанностями" главного редактора НГ Татьяны Кошкаревой и генерального директора Рустама Нарзикулова. В интервью "Взгляду" Ремчуков дал понять, что уход Кошкаревой и Нарзикулова из НГ был предопределен еще в 2005-м году, когда они согласились в течение полутора лет знакомить собственника с новым для него делом. "Полтора года истекли 5 февраля. Я, к сожалению, в это время был в Америке, и все сдвинулось на неделю", - объясняет Ремчуков, который теперь в газете совмещает три должности: издателя, главного редактора и генерального директора.
Когда два года назад разгорелся скандал вокруг "Московских новостей", возглавляемых тогда Евгением Киселевым, некоторые эксперты обращали внимание на то, что должность главного редактора и генерального директора в газете занимает один человек. "Когда крупнейшие зарубежные издатели приезжали в СССР и хотели встретиться с генеральным директором издательства "Правда", то к ним выходил главный редактор. Он давал визитную карточку. Они смотрели в нее и удивлялись, а где генеральный директор? И тогда им находили какого-то потертого человечка в нарукавниках, приводили в кабинет главного редактора и говорили - генеральный директор", - рассказал тогда генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.
Теперь у "Московских новостей" должности главного редактора и генерального директора занимают разные люди. А вот в "Независимой", похоже, решили не рвать с советскими традициями.
Есть сомнения и относительно того, сможет ли обновленная НГ проводить независимую от Кремля позицию. Из того, что сейчас говорит Ремчуков следует, что кардинальных изменений в газете в ближайшее время ожидать не стоит. Предприниматель рассчитывает превратить газету в ведущее политическое издание. "В вопросах политики она должна быть исчерпывающим информатором для тех, кто ее читает. То есть потребительская ценность газеты должна заключаться в том, что она дает исчерпывающую информацию по ключевым политическим событиям в стране, в центре и регионах, а также в СНГ", - обещает Ремчуков. Комментируя эту информацию бывший главный редактор "Независимой газеты" Виталий Третьяков резонно отмечает, что газета и раньше была "по большей части политической". "Не вижу здесь простора для новаций, но это дело собственника", – говорит в интервью "Взгляду" Виталий Третьяков.
Ремчуков обещает оставить издание "либеральным" и "демократическим". Но что это будет за либерализм? Не будет ли НГ излагать события исключительно с точки зрения тех либералов, которые сидят в Кремле и группируются вокруг "Газпрома" и первого вице-премьера Дмитрия Медведева?
В интервью, которое на прошлой неделе было показано в эфире спутникового телеканала RTVi, Ремчуков охарактеризовал Медведева как человека, который "принимает решения на основании… собственного представления о логике вещей и чувствует себя экспертом высшей квалификации по многим вопросам". Ремчуков также выразил сомнение в том, что были веские основания для возбуждения нового дела "ЮКОСа" и рассказал о своем "ощущении", что "если Медведев будет президентом - он выпустит Ходорковского". После таких заявлений появляется закономерный вопрос: а сможет ли издание объективно оценивать первого вице-премьера и других кремлевских либералов?
В общем, не стоит особо обольщаться по поводу русского "Поста". Если он и появится, то, скорей всего, окажется в одном ряду модифицированных под Россию западных СМИ, в котором уже есть русский CNN, русский Economist и с периодичностью раз в несколько лет появляется русский New Yorker. Нельзя исключать и того, что реформы в НГ остановятся на полдороге. Характерно, в комментариях ко вчерашним отставкам нет ни словам об американских газетах. Зато говорится о желании создать аналог российских "Ведомостей", только в области политики. Когда у издания так быстро меняются ориентиры, велика вероятность, что оно останется долгостроем.
Владимир Моторин