Спустя три дня после выборов туркменский ЦИК огласил их результаты. Как и ожидалось, победителем был объявлен временный президент Туркмении, бывший министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов. По официальным данным, за него проголосовали почти 90 процентов избирателей. Мировое сообщество эти цифры приняло, несмотря на протесты правозащитников и представителей туркменской оппозиции. Поздравить президента, избавившегося от приставки и.о., в Ашхабад съехались высокие чиновники из нескольких десятков стран, включая Россию и США.
Вступление в должность нового туркменского президента проходило в исключительно торжественной обстановке. Местом инаугурации стал дворец Рухыет в Ашхабаде, где собрались несколько тысяч человек: члены Народного совета Туркмении и зарубежные гости. Положив руку на конституцию, Бердымухаммедов произнес присягу и выступил с краткой речью, в которой повторил свои предвыборные обещания. "Клянусь использовать свое усердие, чтобы вечно торжествовали заветы великого Туркменбаши и наших предков, основанные на нетленном духовном наследии народа", - заявил новый президент под аплодисменты аудитории.
После этого он получил удостоверение президента и золотую цепь с эмблемой его власти. Затем он встал на белый ковер, который обозначает светлый путь, и принял подарки: завернутый в скатерть хлеб, символизирующий благополучие и достаток, а также колчан стрел, изображающий единство туркменского народа.
Свои делегации в столицу Туркмении направили около 30 государств. Из некоторых стран в гости к Бердымухаммедову приехали президенты: например, из Грузии, Украины, Казахстана и Ирана. Другие послали чиновников рангом поменьше, например, премьер-министров (Россия и Азербайджан) или парламентских спикеров (Армения, Белоруссия и Узбекистан).
Впрочем, сам по себе статус чиновника, отправленного в Ашхабад, едва ли можно рассматривать как свидетельство того, насколько та или иная страна хочет дружить с новым туркменским руководством и старым туркменским газом. Так, из США поздравить Бердымухаммедова прибыл помощник госсекретаря по делам Средней и Южной Азии Ричард Баучер (Richard Boucher).
Новому президенту республики этого визита, очевидно, будет вполне достаточно, если учесть, что накануне Госдепартамент США, известный своим непримиримым отношением к проявлениям диктатуры во всех уголках земного шара, дал туркменским выборам позитивную оценку. Хотя голосование, прошедшее в республике 11 февраля, в ведомстве Кондолиззы Райс посчитали лишь "скромным шагом к позитивным переменам", представитель Госдепа выразил готовность вести диалог с новым туркменским руководством и даже дипломатично заметил, что "для установления демократии требуется время".
Следует отметить, что и международные правозащитные организации, комментируя выборы в Туркмении, продемонстрировали осторожный оптимизм. Amnesty International разработала для нового президента 13 рекомендаций, с помощью которых он может улучшить ситуацию с правами человека в республике. Готовность помочь Бердымухаммедову в строительстве демократического общества выразила и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
На этом фоне заявления туркменских оппозиционеров, утверждающих, что результаты выборов подтасованы и, следовательно, нелегитимны, не вызвали сколько-либо серьезного резонанса. Между тем лидер оппозиционного движения "Ватан" Худайберды Оразов, который в настоящее время находится в эмиграции (на родине он заочно приговорен к пожизненному заключению), утверждает, что на выборы 11 февраля пришли не 99 процентов избирателей, как об этом объявил Центризбирком, а только 25 процентов. "Руководители участковых избирательных комиссий просто взяли и приписали данные по явке, это еще раз показало, что "ниязовская" система работает и без самого Ниязова", - добавил оппозиционер.
"Это не легитимная власть, и это не выборы", - соглашается с ним лидер Объединенной демократической оппозиции Туркменистана Авды Кулиев. Курс прежнего президента, который был связан с "репрессиями и бедствиями для народа", будет продолжаться, может быть, с незначительными изменениями, считает Кулиев. И одобрение Запада на это, по его мнению, "к сожалению, уже получено".
Впрочем, не все так категоричны. Лидер Республиканской партии Туркменистана Нурмухаммед Ханамов, например, заявил, что итоги выборов не признает, но при этом собирается "начать диалог" с новой властью. "Если бы Бердымухаммедов реализовал реформы, касающиеся прав человека, мы бы его всемерно поддержали", - пообещал Ханамов.
В ходе предвыборной кампании Гурбангулы Бердымухаммедов щедро раздавал обещания. Правда, они касались в основном социально-экономической сферы, а не реформ в области демократического строительства, на которых настаивают правозащитники. Впрочем, и Ниязов считал, что при нем в Туркмении царит демократия и в каких-либо реформах просто нет необходимости.
Некоторые из обещаний преемника Ниязова, как сообщают СМИ, уже начали выполняться. При этом новый глава Туркмении по сути смягчает непопулярные меры своего предшественника. Так, он начал выплачивать людям пенсии, которые у них отобрал Туркменбаши. Кроме того, приостановлено выселение людей из жилых домов, которые предыдущий президент решил снести, чтобы освободить площади под строительство гостиниц и памятников.
"Тем, у кого пенсии были отняты вообще, их теперь возвращают, вызывают в собес", - рассказывает источник Deutsche Welle в Ашхабаде. "Несколько моих знакомых бабушек, - продолжает он, - получили пенсии, они счастливы и уже боготворят будущего правителя".
Между тем ситуация с правами человека в республике, по свидетельству правозащитников и журналистов, остается прежней. Уже в день смерти Сапармурата Ниязова, как сообщала "Фергана.Ру", в Ашхабаде были задержаны несколько человек "за распространение слухов, порочащих государственный строй". А в январе Туркменский Хельсинский фонд по правам человека сообщил о бойне в тюрьме для политзаключенных "Овадан-Депе" (в переводе "Живописный холм").
По данным источника, содержавшиеся там люди, узнав о смерти Ниязова, требовали их освободить и выкрикивали проклятия в адрес покойного президента. Для того чтобы пресечь беспорядки, в тюрьму были направлены два вертолета со спецназом: при "наведении порядка" были убиты 23 заключенных.
Впрочем, за две недели до выборов туркменские власти все же проявили некоторый либерализм в отношении эколога Андрея Затоки, которого арестовали незадолго до смерти Сапармурата Ниязова, а впоследствии обвинили в хранении ядов и огнестрельного оружия. В действительности, как отмечает ИА REGNUM, Затока, будучи специалистом по пресмыкающимся, держал дома змей, а корм для них добывал, охотясь на грызунов с мелкокалиберным оружием. За него вступились многие экологические организации, о судьбе Затоки, который является гражданином России, сообщили даже российскому президенту Владимиру Путину. В итоге суд, состоявшийся 31 января, приговорил Андрея Затоку к трем годам тюрьмы условно и выпустил его на свободу.
На все эти обстоятельства, искажающие светлый облик туркменской демократии, международное сообщество, как уже неоднократно отмечали наблюдатели, скорее всего закроет глаза, чтобы не портить отношения с богатой газом республикой. Собственно, высокие гости, общавшиеся в Ашхабаде с новым президентом, в числе наиболее важных вопросов обсуждали именно поставки газа. Правда, Москва чувствует себя в этом отношении более спокойно, чем ее соседи: соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, заключенное еще при Ниязове, рассчитано на 25 лет и, как отметил источник в российском правительстве, которого цитирует ИТАР-ТАСС, тревожиться о его нарушении "у нас оснований нет".
P.S. Между тем, как сообщает Туркменистан.Ру, накануне заседания Народного совета, на котором вступил в должность Гурбангулы Бердымухаммедов, был издан сборник высказываний первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова. На страницах книги "Мои заветы", как сообщает источник, первый президент Туркмении призывает граждан к сохранению культурного наследия, "а также раскрывает некоторые секреты того, как стать уважаемым и справедливым руководителем".