На этой неделе в прокат выходят боевики "Сочувствие госпоже Месть" и "Сочувствие господину Месть", драмы "Разрисованная вуаль" и "Как малые дети", экшн "Призрачный наездник" и комедия "Как жениться и остаться холостым". Обозреватели Time Out Москва изучили проблемы вендетты, семьи, брака и ухода за мотоциклом.
С 15 февраля
Республика Корея, 2005. Режиссер: Пак Чен-вук. В ролях: Ли Чжон-хе, Цой Минсык. 112 мин.
С 22 февраля
Республика Корея, 2002. Режиссер: Пак Чен-вук. В ролях: Шин Ха-кин, Кан Хосон. 129 мин.
Выход в прокат первой и третьей частей "трилогии мести" Пак Чен-вука пока еще не кажется запоздалым, хотя знаменитого "Олдбоя", центральное полотно этого залитого кровью и слезами триптиха, мы посмотрели еще два года назад. Тогда "корейская волна" неслась в будущее, на ходу выдумывая собственные правила. Сейчас даже консервативные американцы раскачались и купили для ограниченного проката корейский блокбастер ("The Host", о разъяренной гигантской лягушке), а весь остальной, более любопытный мир переел корейского кино уже настолько, что его продажи за границей упали почти втрое.
К счастью, Пак Чен-вука пока еще можно смотреть без оглядки на тренды и контексты - так же, как мы сейчас читаем Шекспира или Еврипида. Сравнение неслучайно: тот же "Олдбой" был полон античных аллюзий, заигрывал с несокрушимой силой рока и проклятием инцеста. Снятый годом раньше фильм "Сочувствие господину Месть" - попроще, он здорово смахивает на лютые средневековые трагедии. Здесь запускается лихая мясорубка вендетты: глухонемой парень с волосами цвета плесени похищает ради выкупа дочь богача. Деньги нужны на пересадку почки его больной сестре, но уже с первых минут фильма ясно, что все кончится плохо. Неуютное ожидание очередной фатальной ошибки героев служит тут главным драматургическим приемом, и по сравнению с этим надрывным саспенсом даже недавний "Вавилон" кажется скупым рассказом черствого мизантропа. Это при том что режиссер постоянно осаживает не в меру сентиментального зрителя своим характерным солдатским юмором: в "Олдбое", к примеру, герой жрал живого осьминога и отрезал себе язык, а тут ест вражескую печень.
Где и когдаАдреса кинотеатров москвы
"Сочувствие госпоже Месть" - зрелище несколько другого рода. За три года Пак Чен-вук успел как следует остыть, сменил сценариста, но оставил оператора, снимавшего ему "Олдбоя". В результате надрыв и трагедия улетучились, а глянец и понты остались. Барочное "Сочувствие" настолько чрезмерно с технической точки зрения, что искренние американские критики упрекали его в эмоциональной скупости. Весь первый час нам показывают 13-летнее заточение в тюрьме прекрасной и смиренной Гым-Чжа - и это похоже на "Один день Ивана Денисовича" в постановке Такаси Миике: в темное время суток, например, камеру освещает свет от нимба вокруг головы заключенной. Следующий час вместе с героиней мы будем готовиться к акту возмездия - заказывать специальный пистолет совершенно флибустьерского дизайна, ждать, делать расчеты, попутно - печь пироги, воспитывать взявшуюся откуда-то дочь, щеголять нарядами…
Но сама месть окажется на удивление неудовлетворительной (тут уместно было бы ввернуть фрейдисткое словечко "фрустрация"). Каждый удар ножа, каждый выстрел здесь - уже не больше, чем отработанный жест мастера, настолько совершенный, что в нем нет ничего человеческого, кроме чистой, за гранью китча, сентиментальности. Вот уж действительно: месть вкуснее подавать не просто холодной, а ледяной.
Василий Корецкий,Time Out Москва
Жанр: адский кросс. США, 2007. Режиссер: Марк Стивен Джонсон. В ролях: Николас Кейдж, Питер Фонда, Ева Мендес. 100 мин.
В пересказе этот комикс Marvell звучит как страшилка из пионерлагеря: однажды молодой мотоциклист-каскадер Джонни Блэйз (Николас Кейдж) решил спасти от рака своего приемного отца. Перепробовав все традиционные методы, он пошел на сговор с Сатаной. И вскоре - после неудачной попытки перепрыгнуть 22 автобуса - душа мотоциклиста перешла во владение к Мефистофелю, который принял мудрое кадровое решение: определил Блэйза на должность "призрачного гонщика", специалиста по разруливанию сложных ситуаций. Теперь с вечерними петухами Джонни превращается в затянутый в косуху огненный скелет на дьявольской двухколесной ракете, запросто рассекающей по воде и зеркальным стенам небоскребов.
Работавший на "Сорвиголове" и "Электре" режиссер "Гонщика" Марк Джонсон относится к комиксам с мучительной серьезностью, потому ничего нового Блэйзу не добавляет - разве что немного полировки и красот CGI. За всполохами и протуберанцами спецэффектов обнаруживаются как минимум две кастинговые удачи: Николас Кейдж, которому тут есть куда кинуть неисправимо трагический взор, и отмеченный клеймом "Диких ангелов" и "Беспечного ездока" Питер Фонда, который занятно трактует Князя Тьмы. Да и остроумие, с которым постановщик картины проиллюстрировал идиому "кожа да кости", не может не подкупать.
Василий Степанов,Time Out Москва
Жанр: холера-любовь. США, 2006. Режиссер: Джон Керран. В ролях: Эдвард Нортон, Наоми Уоттс, Лив Шрайбер. 125 мин.
1925 год, Лондон. Начинающую терять свою свежесть прелестницу Китти (Наоми Уоттс) ставят перед выбором: сидеть на шее у отца или перебраться на шею к мужу. Китти благоразумно выбирает второе и с подвернувшимся бактериологом Уолтером Фейном (Эдвард Нортон) уезжает в Шанхай. В Китае новоиспеченная миссис Фейн выясняет, что муж - не дурак и не урод - невыносимо скучен: выключает ночник перед исполнением супружеского долга, и вообще - ухаживает за ней как по инструкции, без огонька. Зато брутальный английский вице-консул хоть и подлец, но так и пышет страстью. И вот уже перед Китти вновь стоит дилемма - разводиться или тащиться за ненавистным уже мужем в далекую южную деревню, где бушует холера, буянят националисты, а из всех развлечений есть только могилка предыдущего доктора. Но вдруг, среди опиумного чада, разлагающихся трупов и бактерий, Уолтер проявит себя как настоящий джентльмен. И миссис Фейн кинет первый нежный взгляд на мужа.
Вся эта история взята из романа Сомерсета Моэма, переведенного у нас с большим изяществом как "Узорный покров". Любая проза этого мастера интеллигентного дамского чтива так и просится на экран. И в данном случае экран отвечает взаимностью: тут и экзотическая "китайщина", и зеленые до рези в глазах бамбуковые заросли, и туман, и, конечно, Наоми Уоттс, которая, как стало ясно после "Кинг Конга", была бы звездой и в 1930-х. К слову, опасное сравнение с самой Гретой Гарбо, игравшей Китти у мхатовца Болеславского в экранизации 1934 года, Уоттс достойно выдерживает.
К "Вуали" вообще сложно быть строгим - от нее пахнет родной русской литературой, той, что про частную жизнь "новых людей": с раздельными спальнями, нежным стуком в дверь перед ночью любви, готовностью воспитывать бастардов и занятием естественными науками до самоотречения. А режиссер Джон Керран обладает безусловно приятным свойством - не лезет в душу ни к героям, ни к зрителям. Супруги и через год после свадьбы продолжают приглядываться друг к другу, мы эти взгляды ловим, все вежливо и непорочно, как в снах Веры Павловны. Лет десять назад такое кино без сомнения выскочило бы среди "оскаровских" номинантов. Теперь мелодрамы на фоне катаклизмов не в фаворе, но "Вуали", камерной, в сущности, ленте, это не вредит. Страдать вместе с супругами Фейн приятней скромно, без шумихи.
Глеб Борисов,Time Out Москва
Жанр: поучительная мелодрама.
2006, США. Режиссер: Тодд Филд. В ролях: Кейт Уинслет, Патрик Уилсон, Джеки Эрл Хейли. 130 мин.
Цветущая домохозяйка Сара (Кейт Уинслет) в тоске выгуливает дочь на благоустроенной детской площадке. Бабские разговоры у песочницы известно какие - о мужиках. Самой Саре похвастаться нечем - разве что рассказать, как муж недавно изменил ей с трусиками какой-то порнозвезды из интернета. Но вот на площадке появляется молодой симпатичный Брэд (Патрик Уилсон) с сынишкой. Кроме него никаких мужчин у качелей в будни не бывает (разве что унылый педофил Рони). Поговорив с безработным неудачником Брэдом (вступительные экзамены в университет неоднократно провалены, ходит по струнке у работающей как вол жены), Сара находит в нем родственную душу. В какой-то момент новые друзья переходят от бесед о погоде и совместного выгуливания детей к регулярному сексу в подсобке на стиральной машине, после чего Брэд начинает ежесекундно чувствовать себя подлецом.
Самая исчерпывающая характеристика "Малых детей" состоит из двух слов - "оскаровский фильм". Режиссер Тодд Филд, в начале 2000-х снявший экранизацию "В спальне" Андре Дюбю, давно примеряется к золотой статуэтке (тот фильм, к примеру, получил пять номинаций на "Оскар"), и на этот раз он тоже постарался на славу. "Дети" имеют три номинации - "Лучшая актриса", "Лучший актер второго плана" и "Сценарий". Вероятно, номинациями дело и обойдется, и вот почему: фильм смотрится скорее прекрасным учебником для желающих отхватить приз Киноакадемии, чем серьезным претендентом на него. Здесь слишком много общих мест и собирательных образов из трудной жизни "одноэтажной Америки", все исполнено с мастерством и усердием, за кадром рассказчик старательно комментирует действия персонажей. Мораль истории не то что плавает на поверхности, а призывно торчит вверх - непроизвольный возглас "Ну как дети малые!" вырывается тут не раз. Опять же, на втором плане копошатся настоящие дети, за ними подглядывает несчастный педофил, его гнобят честные граждане - а в нем, между прочим, тоже теплится искра Божья…
В общем, все очень медленно, печально и по-оскаровски правильно. Но портит эту благостность - и спасает фильм от утопления в патоке - режиссерская ирония. Уморительный эпизод, где клуши из неформального клуба домохозяек всерьез и взахлеб обсуждают "Мадам Бовари", - это явно камень в огород собственной аудитории. А бдительные киноакадемики такого не любят.
Василий Корецкий,Time Out Москва
Жанр: матримониальная комедия. Франция, 2006. Режиссер: Эрик Лартиго. В ролях: Шарлотта Гинзбур, Ален Шаба. 90 мин.
Сорокадвухлетний душка Луи (Ален Шаба) живет бобылем и в ус не дует - за его спиной стоит мощная стена то ли из пяти, то ли из шести кормящих, стирающих, убирающих и помогающих во всем сестер и мамаши. Гроза гремит неожиданно - однажды за обедом сестры объявляют ультиматум: пусть Луи, наконец, женится. Но самое страшное еще впереди. Родственнички принимаются активно искать Луи невесту, сидя в брачных интернет-форумах и болтая с будущими кандидатками о верности, деторождении и цвете кухонной мебели, и все это - от имени брата. В отчаянии Луи идет на авантюру - нанимает безработную сестру коллеги-импотента Эмму (Шарлотта Гинзбур) изображать сперва хорошую невесту, а потом ужасную стерву. Лишь для того только, чтобы извести из умов родственников саму мысль о свадьбе.
Итак, две новости, плохая и хорошая. Плохая - у Шарлотты Гинзбур все-таки растут усы, и следует торопиться смотреть ее фильмы, пока актриса окончательно не превратилась из травести в пацана. Хорошая - Гинзбур сыграла в действительно смешной комедии положений, что сегодня большая редкость для французского кино. Кроме массы милых шуток, удачно балансирующих на грани приличия, в фильме Лартиго есть кое-какие инсайдерские приколы - бывшего друга Гинзбур, к примеру, зовут Гаэль, а сама она любит "культовые болливудские фильмы". Не самая обычная деталь для народной комедии, согласитесь!
Дарья Серебряная,Time Out Москва