Очередной этап противостояния вокруг Бронзового солдата - таллинского памятника советским воинам, павшим в борьбе с фашизмом - завершился вничью. 15 февраля эстонский парламент принял законопроект "О сносе запрещенных сооружений". Если бы он вступил в силу, то опальный монумент был бы объявлен вне закона и демонтирован (или, по меньшей мере, убран из центра Таллина) в течение месяца. Однако президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес отказался подписывать закон, заявив, что его текст противоречит конституции.
В Эстонии, которая является парламентской республикой, полномочия президента ограничены. Его роль в этих условиях часто заключается не в том, чтобы сказать последнее слово, а скорее, в том, чтобы выступить в качестве арбитра и снизить накал страстей вокруг того или иного вопроса.
Объясняя свое решение по поводу скандального законопроекта, Тоомас Ильвес отметил, что его сторонники, очевидно, знали о юридических погрешностях документа, однако закрыли на это глаза, желая использовать актуальную тему "Бронзового солдата" в предвыборной борьбе (выборы в эстонский парламент пройдут в начале марта).
Некоторые высказывания самих депутатов подтверждают эту точку зрения. Так, председатель правовой комиссии парламента, депутат от правящей Партии реформ Вяйно Линде заявил, что в вопросе о статусе памятника "превалируют общественные интересы", а это, по его словам, "значительно важнее, чем возможная опасность задеть конституцию".
Дать законопроекту более развернутую правовую оценку Ильвес обещал позднее, после того как его канцелярия в официальной форме получит документ из парламента. Пока что президент Эстонии повторил, что не собирается "воевать с мертвыми" и приносить военные захоронения в жертву политике. В то же время он отметил, что считает советский период эстонской истории "оккупацией" и не поддержит попыток оправдать или героизировать действия советской власти по отношению к республике.
На то, чтобы официально принять решение по документу, полученному из парламента, у президента Эстонии, согласно законодательству, есть две недели. Он имеет право дважды отклонить законопроект и вернуть его в парламент на доработку. Если депутаты не захотят считаться с президентскими поправками, то глава государства может обратиться в Государственный суд, решение которого будет обязательным для исполнения.
Между тем противников Бронзового солдата сегодняшнее решение президента не слишком расстроило. Они считают, что снести памятник, символизирующий для них "советскую оккупацию", можно и с помощью другого закона - "О защите воинских захоронений", который был принят в январе 2007 года. Он, как известно, позволяет переносить воинские захоронения и памятные знаки, посвященные павшим солдатам, если они расположены "в неподходящих для этого местах".
Премьер-министр Андрус Ансип, один из инициаторов этого законопроекта, уже заявил, что для переноса Воина-освободителя какой-либо дополнительный закон вообще не нужен. Глава эстонского правительства в очередной раз повторил, что обстановка в центре Таллина, где расположены монумент и братская могила,
не может обеспечить им "должного уважения". Впрочем, Ансип намерен еще проверить, есть ли в могиле останки солдат, а для этого он предлагает сначала ее раскопать. "Моя позиция остается прежней, - добавил премьер, - если там кто-то похоронен, его надо перезахоронить, а если там никого нет, тогда не надо и надгробья".
Он также не преминул ответить на критику, исходящую из России. "Они сами, - заявил Ансип, - истребили достаточно монументов, при этом никто их в нацизме не обвинял". Российские политики, комментируя последнее решение эстонского парламента, тоже не полезли за словом в карман. Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, известный как бдительный защитник российских интересов на постсоветском пространстве и за его пределами, пообещал Эстонии "катастрофические последствия, прежде всего в торгово-экономической сфере", если раздражающий Москву закон все же будет принят.
Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал новый закон о сносе памятников "кощунственным". Его принятие, уверяет Лавров, "неприемлемо для Европы, поскольку противоречит европейским ценностям". Впрочем, Европа имеет на этот счет собственное мнение. Представитель Еврокомиссии в Москве Марк Франко в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что решение о судьбе советских памятников в Эстонии - это внутреннее дело самой республики.
Между тем в Эстонии уже начала работать правительственная комиссия, которая должна определить, какие из воинских захоронений и памятников следует перенести, а какие останутся на своем месте. Принятие или непринятие нового законопроекта не имеет для нее большого значения. Она была создана на основе закона "О защите воинских захоронений" и работает, опираясь именно на него. Окончательное решение в вопросах, входящих в ее компетенцию, будет принимать министр обороны Эстонии Юрген Лиги. А он, как сообщают эстонские СМИ, намерен убрать Воина-освободителя из центра Таллина уже нынешней весной: после парламентских выборов и до вступления в должность нового правительства - то есть в марте-апреле 2007 года.