Снаружи церковная жизнь в США давно напоминает эпизоды из телепрограмм о расследовании громких преступлений национального масштаба. Судебные иски, заговоры, укрывательства преступников, отставки, банкротства целых епархий. Действия христианских приходов, если они не претерпят серьезных изменений, могут привести, как минимум, к расколу, а максимум - вызвать серьезный кризис веры и переход паствы в иные, более верные собственным традициям конфессии.
Накануне лидеры Англиканской церкви на конференцию в Танзании фактически выдвинули ультиматум своим американским коллегам из Епископальной церкви, входящей в мировое сообщество англиканских церквей, потребовав у последних прекратить практику возведения в сан лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и благословения гражданских союзов гомосексуальных пар.
Кроме этого, всем членам американской Епископальной церкви, выступающим против гомосексуализма, должно быть позволено перейти в другие церковные организации. Ответ на этот ультиматум предписывается дать до 30 сентября текущего года. Что именно произойдет в том случае, если американская церковь будет продолжать придерживаться крайнего либерализма в своих взглядах, не указывается. Танзанийские сидельцы лишь грозят тем, что "отношения будут желать лучшего", и призывают к формированию некой согласительной комиссии.
В этом смысле "лучшего" уже желать вряд ли приходится. В конце декабря 2006 года две крупнейшие конгрегации Англиканской церкви США - Труро и Фоллс - существовавшие в стране еще с колониальных времен, приняли решение перейти под патронаж... нигерийского епископата в знак протеста против той самой практики рукоположения гомосексуалистов. Этот исход в Африку стал продолжением серии скандалов, начало которой было положено еще в 2003 году, когда на свой пост в Нью-Гэмпшире заступил епископ-гомосексуалист Джин Робинсон (Gene Robinson).
Епископальная церковь Вирджинии моментально отреагировала на этот демарш заявлением о том, что отступники не имеют права на церковную собственность, находящуюся в их пользовании, но это уже привычные для США корпоративные дрязги, которые обычно выливаются в многолетние судебные препирательства.
Примерно так же обстоят дела и в базирующейся в Луисвилле Пресвитерианской церкви США. Ситуация с исходом приходов из нее приобрела столь угрожающий характер, что ее лидеры были даже вынуждены обратиться к конгрегациям с открытым письмом с просьбой "остаться". Причина недовольства все та же - слишком вольное решение полового вопроса в среде пасторов. Глава церкви преподобный Клифтон Киркпатрик (Clifton Kirkpatrick) выразил надежду, что большинство приходов все же сохранят свою верность, но "любой исход - это уже слишком".
Здесь стоит вспомнить и другой громкий скандал, в центре которого оказался президент Национальной ассоциации евангелистов, объединяющей 30 миллионов верующих США, Тед Хаггард (Ted Haggard). Осенью 2006 года бывший сотрудник службы эскорта признался в прямом радиоэфире, что в течение трех лет являлся сексуальным партнером Хаггарда. Последний отпирался недолго и уже через несколько дней был вынужден признать, что все сказанное его бывшим "другом" - правда, а его собственная борьба с "темной стороной" не позволяет ему более быть главой такой организации.
В римско-католической части американской христианской общины дела обстоят не лучше. На днях епархия Сан-Диего присоединилась к очереди католических приходов, стремящихся получить федеральную защиту от кредиторов, а проще, заявивших о своем банкротстве. В специальном обращении епископ Роберт Бром также трогательно надеется на то, что неприятности епархии не скажутся на церковной миссии в целом.
Причина же финансовой несостоятельности банальна и привычна для католиков - более 140 исков от прихожан, обвиняющих священнослужителей в сексуальных домогательствах. По этой же причине в октябре 2006 года католическая епархия Девенпорта также затребовала применение в ее отношении 11 главы федерального Кодекса о банкротстве, предполагающей полную реструктуризацию ее активов. Всего же в очереди на банкротства стоят уже пять американских католических епархий, и дело этим явно не ограничится.
Чем закончится это масштабное "шатание" американских церковных институтов, предсказать сложно. Раскол усиливается. Подтверждением этому служит недавний отказ семи лидеров Англиканской церкви причастится с формальным главой Епископальной церкви США Кэтерин Джеффертс Скори (Katharine Jefferts Schori), поддерживающей рукоположение гомосексуалистов. Вполне вероятно, что борьба с "темной стороной" церкви будет способствовать появлению новых христианских лидеров, которые смогут найти приемлемый для всех компромисс. В противном случае все больше верующих американцев будут искать ответы в более молодых и более верных собственным традициям религиях, а конгрегации - искать покровительства... в Африке.
Андрей Воронцов