С помощью "разоблачительных" писем главный обвиняемый в убийстве Андрея Козлова экс-руководитель ВИП-банка Алексей Френкель освобождения не добился. Зато поставил под удар всю структуру надзорных органов Центробанка, которой и руководил Козлов. Из-за проблем, обозначенных в письмах Френкеля, ЦБ может вообще лишиться функций надзорного органа.
Сразу после убийства Андрея Козлова Генпрокуратура начала комплексную проверку Центробанка. Интерес к работе следователей был подогрет письмами Френкеля, появившимися в печати в январе 2007 года. В них банкир как косвенно, так и напрямую обвиняет чиновников ЦБ в непоследовательности при отзыве лицензий и принятии банков в Систему страхования вкладов (ССВ), коррупции и выводе денежных средств за рубеж.
В Генпрокуратуре после их публикации подчеркивали, что проверки никак не связаны с "делом Френкеля". Тем не менее, в начале февраля следователи допросили арестованного банкира по поводу коррупции в ЦБ. Как отмечали адвокаты банкира, допрос длился около трех часов. Однако о чем разговаривали представители Генпрокуратуры с Алексеем Френкелем, журналистам тогда узнать не удалось.
Взяточников в Центробанке следователи не нашли. Зато отыскали нормативные акты, которые допускают разные трактовки, что создает "предпосылки к коррупции". Любопытно, что по сообщению центральных СМИ имя Френкеля в отчете заместителя генпрокурора Александра Буксмана, который он сделал в Госдуме, не прозвучало ни разу. Однако именно благодаря письмам банкира, отредактированным президентом Московской международной валютной ассоциации Алексеем Мамонтовым, Буксману не пришлось объяснять депутатам, что это за нормативные акты и каким образом они допускают разные трактовки.
Дело в том, что данный механизм описан в первом послании Френкеля. Банкир пишет, что в ЦБ есть институт "рекомендательных писем". Юридически эти документы не имеют силы нормативных актов, однако широко используются чиновниками Центробанка. Использование рекомендательных писем, утверждает Френкель, создает ситуацию, когда у банка за одно и то же нарушение могут отозвать лицензию, а могут и не отзывать.
Напомним, что сразу после публикации этого письма в Генпрокуратуре назвали его не более чем одним из способов защиты Френкеля. А банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков (АРБ) назвало доказательства банкира неправомерными. Тем не менее, в АРБ не стали скрывать, что проблемы в законодательстве действительно есть и их необходимо исправлять.
Такое же мнение высказали и депутаты после доклада Буксмана. По словам председателя банковского комитета Госдумы Владислава Резника, Центробанк карает банки даже за вполне легальные операции и позволяет чиновникам принимать решения об отзыве лицензий на основе своего личного мнения. Это заявление - завуалированная цитата из того же письма Френкеля, где банкир пишет о том, как принимались банки в ССВ.
"Летом и осенью 2005 года на Комитет банковского надзора Центрального банка выносятся банки "Конверс", "Контраст", "Визави", "Орион", "Кубань". У всех акты проверок замечательные, нарушений нет, заключения подразделений Центрального Банка положительные. Решение - отказать. Почему? Потому что моют деньги. Но ведь в актах проверок у этих банков про отмывание ни слова! Мы всё равно считаем, что эти банки моют деньги, нам так кажется - отвечают в Центральном Банке", - написал Френкель.
Резник признал, что выводы Генпрокуратуры совпали с собственными предложениями законодателей, а, значит, хотя бы частично, и с мнением арестованного банкира. В итоге председатель банковского комитета предложил отобрать у Центробанка право отзывать лицензии и передать надзорные функции какой-нибудь государственной структуре.
И "Газета.Ру", и "Коммерсант", освещавшие заседание Госдумы, отметили, что глава ЦБ Сергей Игнатьев выглядел очень взволнованным. "К сожалению, мне не предоставили заранее тезисов доклада Владислава Матусовича (Резника.- Лента.Ру), поэтому я не на все вопросы отвечу", - передает слова руководителя Центробанка "Коммерсант".
Это вступление позволило Игнатьеву не комментировать возможность передачи одной из важных функций его ведомства другому органу. За него это сделал зампред ЦБ Геннадий Меликьян. "Если мы считаем необходимым изменить принцип реализации надзора, то надо отменять и закон о ЦБ, и закон о банках и банковской деятельности, и закон по отмыванию, и о страховании вкладов, потому что во всех них на Банк России возлагаются конкретные функции", - заявил чиновник, который в ЦБ занял место Андрея Козлова.
Заявление Меликьяна поддержали в АРБ. По словам президента ассоциации Анатолия Аксакова, только четверть банкиров выступает за выделение из ЦБ специального надзорного органа.
По данным "Коммерсанта", передачу функций ЦБ по надзору одобряют и в Минфине, и в администрации президента. Однако официальных заявлений чиновники делать не спешат - слишком уж трудоемкой кажется реформа Центробанка.
К тому же пока не совсем ясно, кто мог бы заменить ЦБ, в надзорном отделении которого трудится около двух тысяч сотрудников. Функцию по отзыву лицензий не прочь получить Росфинмониторинг - федеральное агентство, созданное в конце 2001 года для борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма. За последние годы абсолютное большинство банковских лицензий было отозвано именно по этой статье, поэтому теоретически у Росфинмониторинга есть основания претендовать на функции Центробанка.
Другой вариант решения проблемы - создание принципиально нового органа, который, во-первых, возьмет на себя часть обязанностей Центробанка, а во-вторых, будет использовать аппарат ведомства Сергея Игнатьева. Правда, если все сотрудники надзорного отделения ЦБ останутся на своих местах и будут выполнять ту же работу, но под другой вывеской, то тогда не совсем ясно, в чем именно заключается реформа.
В 2006 году Центробанк отозвал лицензии у 62 российских банков. При этом почти каждый из них, по мнению чиновников ЦБ, занимался отмыванием средств. Но фиктивных операций в России не становится меньше - по оценкам Сергея Игнатьева, ежегодно обналичивается полтора-два триллиона рублей, или до семи процентов ВВП страны.
Это означает, что отзывы лицензий не слишком повлияли на борьбу с отмыванием средств. Получается даже наоборот - таких высоких цифр по обналичиванию еще не называл никто.
И последнее. За неполные два месяца 2007 года Центробанк отозвал только шесть лицензий, причем в феврале только одну. Для сравнения, в феврале 2006 года права осуществлять банковские операции лишились шесть финансовых организаций. Таким образом, темпы отзыва лицензий Центробанком пока несопоставимы с прошлым годом. Связано ли это с проверкой Генпрокуратуры или просто так совпало - неизвестно. Как неизвестно и то, сумеют ли следователи доказать причастность Алексея Френкеля к убийству Андрея Козлова. Однако уже сейчас можно сказать, что его арест и публикация писем нарушили спокойное течение жизни в Центробанке, а внутренняя жизнь главной финансовой организации страны стала достоянием общественности.