Россия
20:01, 26 февраля 2007

Как незаметно потратить кредит Касьянова 40 минут допрашивали в Генпрокуратуре

Андрей Кузнецов

Вызов в Генпрокуратуру Михаила Касьянова вновь привлек внимание к запутанному делу о хищении средств из госбюджета, в котором подозревается действующий сенатор от Пензенской области Андрей Вавилов. Касьянов и близкие к нему средства массовой информации не преминули воспользоваться этим поводом, чтобы напомнить о политической роли экс-премьера в качестве лидера Российского народно-демократического союза и связать действия следователей с политическим давлением.

Неназванные наблюдатели даже предсказывали, что Михаил Касьянов после допроса может превратиться из свидетеля в обвиняемого. Но спустя 40 минут после прибытия в офис Генпрокуратуры, он уже рассказывал журналистам, что никаких "неудобных" вопросов ему не задавали, и он "с удовольствием" предоставил следователям интересующие их сведения.

"Моя политическая жизнь продолжается", - резюмировал Касьянов, с чем можно его и поздравить. Впрочем, если отбросить излишние домыслы, желание следователей задать бывшему премьеру ряд вопросов вполне логично, так как в расследуемый период он и Вавилов были заместителями министра финансов, и оба ставили подписи на документах, имеющих непосредственное отношение к уголовному делу.

Вкратце, речь идет о том, что в 1997 году МАПО "МиГ" были выделены бюджетные средства в размере 231 миллиона долларов на поставку боевых самолетов в Индию. Сделка в итоге сорвалась, но средства, по версии Генпрокуратуры, исчезли. В том же году по этому факту было возбуждено уголовное дело, а в 2000 году оно было закрыто за отсутствием состава преступления.

Куда исчезли средства, до сих пор неясно, также как и исчезали ли они вообще. Одни издания отмечают со ссылкой на следствие, что деньги в итоге оказались на счетах близкого к Вавилову банка МФК. Другие СМИ, опять же ссылаясь на Генпрокуратуру, пишут о том, что деньги по указанию Вавилова переводились по подложным документам на счета двух офшорных фирм, зарегистрированных на подставных лиц.

Более подробную версию приводит газета "Коммерсант", которая, естественно, со ссылкой на данные следствия, перечисляет цепочку посредников, через которых похищались деньги. Правда, в этом случае не фигурирует банк МФК, а также упомянута лишь одна подставная компания.

Издание рисует следующую картину: кредит "МиГу" был выдан облигациями внутреннего валютного займа. Первый транш на 150 миллионов долларов оказался сначала в "Уникомбанке", потом - в Московском инновационном банке, а затем - в банке "Кредитный союз". Последний реализовал облигации и большую часть выручки в размере 110 миллионов долларов перевел на счет офшорной компании "Бент". Далее следы денег теряются, и следствие считает, что они были похищены.

Оставшиеся облигации на сумму 81 миллион долларов МАПО "МиГ" заложило банку "Кредитный союз", в собственность которого они перешли после невыполнения авиастроителями обязательств по вексельному кредитному договору. В конце концов, эти облигации оказались в Московском инновационном банке.

В Генпрокуратуре полагают, что Вавилов, во-первых, превысил свои служебные полномочия, подписав решение о выделении кредита из бюджетных средств, а во-вторых, может быть причастен к совершению мошенничества в крупном размере в составе организованной группы. Следствие считает, что в нее, помимо Вавилова, входили первый зампред правления "Уникомбанка" Андрей Глориозов, председатель правления Московского инновационного банка Илья Сташевский, председатель правления банка "Кредитный союз" Александр Баранов, финансовый директор МАПО "МиГ" Максим Ткачев и его коммерческий директор Александр Безруков, впоследствии возглавивший предприятие. Глориозов и Сташевский в мае 2006 года были объявлены в международный розыск, в отношении Баранова дело было прекращено в связи с его психическим расстройством, а Ткачев и Безруков, судя по всему, находятся под подпиской о невыезде.

Что касается Касьянова, то он причастен к этому делу лишь косвенно. В 1999 году он в ранге первого замминистра финансов подписал с МАПО "МиГ" соглашение, по которому предприятие признавало за собой наличие долга перед бюджетом на сумму в 231 миллион долларов и обязывалось погасить его частями до ноября 2006 года. К этому же договору прилагалось дополнение, которым МАПО "МиГ" освобождалось от штрафных санкций за просрочку платежей по погашению долга.

Следствие оперирует показаниями бывшего руководителя предприятия Николая Никитина, который утверждает, что в 1999 году его вынудили подписать это соглашение, угрожая банкротством. По мнению журналистов "Коммерсанта", в Генпрокуратуре хотели уточнить, не связаны ли действия Касьянова с покровительством его другу Константину Мерзликину, входившему в руководство "Уникомбанка", через который проводились кредитные средства. Издание отмечает, что Мерзликин впоследствии возглавлял секретариат премьер-министра Касьянова, а теперь является его заместителем в консалтинговой фирме "МК-Аналитика".

Еще один вопрос, которым прокуратура могла поинтересоваться у Касьянова, касается иска Минфина в арбитражный суд Москвы о взыскании с МАПО "МиГ" 290 миллионов долларов c учетом "процентов за пользование кредитом", хотя как уже было сказано, пеня по соглашению не должна была начисляться. По словам бывшего гендиректора предприятия Никитина, "правительство настаивало" на сделке по передаче принадлежащих "МиГу" 21,5 гектара земли в распоряжение некоего ООО "СГ инвестментс". Никитин говорит, что он был против этой сделки, и в итоге лишился должности, а его преемник пошел на уступки.

Между тем главным фигурантом дела о "пропавшем" кредите остается Андрей Вавилов. В 2002 голу он стал представителем Законодательного собрания Пензенской области в Совете Федерации и получил защиту от судебного преследования. По мнению Вавилова, возобновление Генпрокуратурой этого дела связано с тем, что в апреле 2007 года истекает срок его давности.

Сенатор категорически отрицает все подозрения в причастности к хищению облигаций, заявляя, что выделенные Минфином средства были получены МАПО "МиГ", а дальнейшие вопросы следует предъявлять самому предприятию. Вавилов также утверждает, что подписал распоряжение о выделении кредита после согласования с правительством, возглавляемым Виктором Черномырдиным, и президентом Борисом Ельциным.

Кроме того, сенатор напомнил, что факт поступления кредита на счета "МиГа" и дальнейшего его расходования на нужды предприятия был подтвержден проверками Счетной палаты и Контрольно-ревизионного управления президента России. С другой стороны, в 2006 году новое руководство "МиГа" официально объявило о списании долга перед государством секретным распоряжением правительства.

Тем не менее, 13 февраля 2007 года Верховный суд РФ признал законным привлечение сенатора Вавилова к уголовной ответственности. Его адвокат уже обжаловал это решение, и до рассмотрения кассации оно не считается вступившим в силу. Тем временем генпрокурор Юрий Чайка направил в Совет федерации представление, в котором просит сенаторов дать согласие на предъявление обвинения их коллеге. Как ожидается, этот запрос будет включен в повестку в ближайшие дни.

< Назад в рубрику