27 февраля суд голландского города Ден Босх признал главного тренера сборной России по футболу Гууса Хиддинка виновным в неуплате налогов (1,4 миллиона евро) в 2002-2003 году. Наставник приговорен к шести месяцам заключения условно и должен заплатить штраф в размере 45 тысяч евро (59270 долларов). Следующее "дело" Хиддинка назначено на 24 марта, когда сборная России в отборочном матче Евро-2008 встретится с Эстонией.
Впервые о претензиях голландских налоговиков стало известно еще в 2006 году, а суд над Гуусом Хиддинком начался в первых числах февраля 2007 года - как раз в те дни, когда российская сборная готовилась к товарищескому матчу с командой Голландии в Амстердаме. Процесс вызвал в России такой интерес, что ведущие спортивные издания посылали на заседания своих специальных корреспондентов, которые, судя по основательности материалов, овладели базовыми знаниями голландского налогового законодательства.
Хиддинка обвинили в том, что в 2002-2003 году он, заполняя налоговую декларацию, указал, что проживал в Бельгии, где налоги значительно ниже, чем в Голландии. Наставник действительно снял дом в деревне Ахель, находящейся в 25 километрах от Эйндховена, где базируется клуб ПСВ, который он в то время возглавлял.
Прокурор представил доказательства, что тренер никогда не ночевал в своем бельгийском доме, а жил то в Эйндховене, то в Амстердаме и поэтому не мог считаться жителем Бельгии. При этом было известно, что Хиддинк не перевез в Ахель даже мебель, хотя выписал на свое имя несколько голландских журналов. Обвиняемый не стал отрицать очевидное, и признался, что действительно в Бельгии не жил.
Объясняя несостоявшийся переезд, Хиддинк упомянул о нежелании своей жены перебираться в Ахель, куда, как оказалось, не ходят даже электрички: "Мне фактически предстоял выбор между Элизабет и Ахелем". Посмотрев на фото Элизабет, каждый мужчина поймет, какой выбор сделал голландский наставник.
Голландский суд, однако, мог принять это противоречие, в лучшем случае, как смягчающее обстоятельство, но не как повод для вынесения оправдательного приговора. Следующее объяснение Хиддинка состояло в том, что его ввели в заблуждение недобросовестные финансовые агенты, а сам он не предполагал, что трюк с переездом может оказаться серьезным преступлением.
Суд взял запланированную паузу, но журналисты продолжали работать с Хиддинком в режиме нон-стоп, чередуя вопросы о налогах и переезде с просьбами объяснить причины разгромного поражения сборной России от голландцев (1:4). В конце концов, в одном из интервью Хиддинк назвал аренду дома в Бельгии "шуткой" (не объяснив, правда, кого он хотел насмешить), и его слова были тут же растиражированы.
При этом заранее было известно, что сторона обвинения не разделяет юмора наставника: прокурор еще в начале февраля попросил у суда десяти месяцев тюрьмы. Однако всерьез поверить в то, что главный тренер сборной России сядет за решетку, было сложно даже после того, как прокурор завершил одно из своих ключевых выступлений словами: "Хиддинк упал с пьедестала!"
Что касается репортеров, то они, не добившись сенсационных откровений от подсудимого, зашли с другой стороны и выяснили, каким образом налоговая служба Голландии вообще догадалась о махинациях тренера. Результаты журналистского расследования превзошли все ожидания: главными виновниками неприятностей Хиддинка оказались фанат и педофил.
Все началось с того, что на одну из местных телепередач о футболе позвонил болельщик ПСВ и пожаловался, что главный тренер команды слишком много времени проживает в Амстердаме, где базируется главный соперник ПСВ "Аякс". Этим же вопросом озаботился финансовый директор клуба Фонс Спорен, который в телефонном разговоре с агентом Хиддинка начал интересоваться, зачем он снимает дом в Ахеле.
Оказалось, что разговоры Спорена прослушивались полицией в связи с тем, что этот работник административного штаба клуба подозревался в педофилии. (За 60-летнего тренера сборной России в этом смысле вряд ли стоит опасаться, но все-таки в переезде в Бельгию, пожалуй, был смысл.) Голландская полиция продемонстрировала высокий уровень взаимодействия с налоговиками, и вскоре Хиддинка вызвали в суд.
Окончательное решение было принято 27 февраля. Суд оправдал Хиддинка за период до конца 2002 года, но признал его виновным в неуплате налогов с 1 января по 26 августа 2003 года, когда он и должен был проживать в Ахеле. Наставник избежал тюремного заключения, но получил шесть месяцев условно: если в течение ближайших двух лет он будет уличен в уклонении от уплаты налогов, то, судя по всему, окажется за решеткой.
Что касается финансовой стороны вопроса, то по суду Хиддинк заплатит штраф в размере 45 тысяч евро. При этом ему еще предстоит разбирательство с налоговыми властями, которые имеют право потребовать возвратить в казну часть укрытых средств. Напомним, за каждый год работы со сборной России Хиддинк получает два миллиона евро.
Адвокаты наставника российской команды уже объявили о желании подать апелляцию: обычно, когда спортсмены или тренеры бывают уличены в уклонении от уплаты налогов, они отделываются штрафами, и условный срок можно считать суровым приговором. С другой стороны, Хиддинк может вернуться к полноценной работе со сборной России.
По словам президента Российского футбольного союза (РФС) Виталия Мутко, голландец должен быть в Москве уже 3 марта. 24 марта сборной России предстоит провести важный матч отборочного турнира Евро-2008 против Эстонии. Как идет привыкание Хиддинка к российской реальности, сказать сложно, но смысл поговорки "Переезд - хуже пожара" он наверняка поймет лучше любого из нас.