В Нью-Йорке 26 февраля 2007 года состоялась пресс-конференция, на которой документалист Симха Якобович (Simcha Jacobovici) и создатель "Титаника" Джеймс Кэмерон (James Cameron) представили прессе фильм "Утраченная могила Иисуса" ("The Lost Tomb of Jesus") и две погребальные урны-оссуария, в которых якобы находились останки Спасителя и Марии Магдалины.
Новейшая теологическая "мина" не могла не вызвать сенсацию в СМИ. Правда, в отличие от истории трехлетней давности с оссуарием "Иакова, брата Иисуса", скепсиса вокруг этой истории сразу оказалось в избытке. Хотя фильм еще не показан (его будут транслировать несколько уважаемых научно-популярных телеканалов в первых числах марта), репутация его уже подмочена. Кроме того, многие зрители и читатели уже привыкли, что в последние годы сенсационные разоблачения неизменно случаются в Великий пост, апогей дискуссии приходится на Пасху, а затем дебаты естественным образом сходят на нет. Надо полагать, что с фильмом Якобовича все произойдет именно так.
Итак, речь идет о находке, сделанной в 1980 году в иерусалимском районе Тальпийот. Тогда строительные рабочие наткнулись на пещеру, в которой находилось десять оссуариев (специальных урн, в которых хранились кости умерших). На некоторых из них были высечены имена усопших, в том числе "Иисус", "Мария", "Иуда, сын Иисуса". Все урны были датированы I веком нашей эры и перевезены на хранение в Израильское управление древностей (государственное археологическое агентство).
По какой-то причине изучение оссуариев началось через двадцать лет, а результаты исследования были сообщены прессе в феврале 2007 года. Научных публикаций в связи с находкой до сих пор не издано. Поэтому вся информация о содержании надписей и ее интерпретация находятся на совести создателей фильма.
Теперь немного подробнее о надписях. На одном из оссуариев читается по-арамейски строка "Иешуа бар Йосеф", то есть "Иисус, сын Иосифа". На втором на иврите написано "Мария". Это имя - латинизированный вариант традиционного и очень популярного еврейского имени "Мириам". Ученым известны тысячи оссуариев с именем "Мириам" и только восемь с именем "Мария". Авторы "Утраченной могилы Иисуса" считают это совпадение знаковым и убеждены, что это урна, в которой покоились останки Богородицы. На третьей урне нанесена на иврите надпись "Матиа", еврейский вариант имени Матфей. Четвертый оссуарий принадлежал "Йоси" (уменьшительное от Иосифа), "брату Иисуса". Пятый вызывает больше всего споров: на нем по-гречески написано "Мариамене э мара", что, по мнению авторов фильма, означает "Мария, известная как хозяйка". Опираясь на разыскания профессора Гарвардского университета Франсуа Бовона (Francois Bovon), Симха Якобович и его коллеги утверждают, что Мариамене - это подлинное имя Марии Магдалины. На шестом оссуарии начертано имя "Иуда, сын Иисуса".
Профессор университета Торонто Андрей Форверже (Andrey Feuerverger), один из консультантов фильма, утверждает, что вероятность встретить в одном месте имен шести важных евангельских персонажей мала: один шанс на шестьсот.
Популяризованная до абсурда романом Дэна Брауна "Код да Винчи" идея о земном браке Христа и Марии Магдалины в случае с оссуариями из Тальпийота получила новое развитие. Поскольку урны "Иисуса" и "Мариамене" находились рядом, то Якобович заключил, что эти двое могли быть мужем и женой. Хотя костей в оссуариях нет, но Симха Якобович счел, что биологического материала в виде пыли и крупиц тканей достаточно, чтобы провести анализ митохондриальной ДНК. Это исследование позволяет установить, были ли эти люди родственниками по женской линии. Генетики сообщили, что результаты анализа отрицательны.
Скепсис вызвали все факты, обнародованные в связи с находкой. Например, приведенные статистические выкладки, точнее, выводы из них, слабы: никому не удалось понять, на каких данных основана выборка профессора Форверже. Совпадения самых популярных древнееврейских имен, которые носили и евангельские персонажи, в одном месте, недостаточно, чтобы убедить кого-либо в том, что речь идет именно о семье Иисуса.
Анализ митохондриальной ДНК - это, конечно, прекрасный и передовой метод, но он отнюдь не исключает того, что погребенные рядом люди могли быть родственниками по мужской линии. Есть и другие "но": например, на каком основании авторы фильма берутся утверждать, что биологический материал, взятый из оссуария, принадлежал именно людям, чьи имена указаны на урнах? Он вполне мог попасть туда позже, и это самый очевидный контраргумент.
Напомним читателю историю с "оссуарием Иакова", завершившуюся в 2003 году. Тогда выяснилось, что сама погребальная урна была подлинной - I века нашей эры, но надписи на ней были подделаны, хотя и довольно искусно, во второй половине XX века. Были ли проведены аналогичные изыскания относительно урн из Тальпийота, неизвестно.
Журналисты, бывшие на пресс-конференции Якобовича и Кэмерона, поинтересовались, почему, например, не был сделан анализ ДНК из урны "Иуды, сына Иисуса". Ответ режиссера: "Мы не ученые. Конечно, мы рассчитываем, что рано или поздно останки из всех оссуариев будут проанализированы. Но в какой-то момент нужно сказать: "Как журналист я свою работу сделал".
Якобович свою работу, и в самом деле, сделал: привлек к фильму внимание мировой прессы, разозлил верующих и серьезных ученых. Один из теологов, присутствовавших на пресс-конференции, справедливо отметил, что все усилия Якобовича были направлены не на поиск истины, а на эффективный маркетинг фильма. И в этом создатели "Утраченной могилы Иисуса" преуспели.
Юлия Штутина