Экономика
23:23, 9 марта 2007

Каждый желает знать Центробанк и налоговики хотят получить доступ к аудиторской тайне

Антон Ключкин

Центробанк намерен добиться от российских аудиторов раскрытия банковской и аудиторской тайны. Законопроект об этом уже направлен в Минфин. Также аудиторской тайной интересуются и налоговики, которые требуют от аудиторов раскрывать информацию о клиентах. При этом в арбитражном суде Москвы сейчас лежит иск Федеральной налоговой службы к крупнейшей аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, которую фактически обвинили в содействии "ЮКОСу" в уклонении от уплаты налогов на сумму более 100 миллиардов рублей.

Центробанк

Банк России еще в 2004 году предложил обязать аудиторские компании информировать его о нарушениях, которые они могут выявить в банках в ходе проверок "в целях повышения эффективности банковского надзора". Об этом тогда сообщалось в письме, поступившем в Минфин за подписью первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, убитого в сентябре 2006 года.

История с письмом продолжилась уже в 2006 году, когда замдиректора департамента банковского надзора ЦБ РФ Ирина Седова рассказала, что Банк России намерен внести поправки в законодательство, чтобы обязать аудиторов сообщать о выявленных в ходе проверок фактах, затрагивающих интересы кредиторов или вкладчиков кредитной организации.

В марте 2007 года газета "Коммерсант" сообщила, что Банк России представил в Минфин поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "Об аудиторской деятельности". В документах говорится, что передача аудиторами регулятору информации о проблемах в банке не будет считаться разглашением банковской и нарушением аудиторской тайны. При этом Банк России составил перечень особо интересующих его сведений, оставив его открытым, что позволит ему требовать от аудиторов информацию фактически по любому поводу.

Президент Аудиторской палаты России Борис Соколов заявил газете, что если Центробанк создаст такой прецедент в банковском секторе, то аналогичные претензии заявят регуляторы других секторов. Банкиры и аудиторы заявляют, что ЦБ РФ сможет добиться принятия необходимых поправок, если будет поддержан другими госорганами.

ФНС

Как выяснилось позже, Соколов оказался близок к истине: информацией, которая составляет аудиторскую тайну, уже заинтересовались налоговики. Если Центробанк интересуют только банки, то амбиции сотрудников ФНС гораздо шире.

В распоряжении "Коммерсанта" оказалась копия телефонограммы межрайонного управления ФНС по Санкт-Петербургу за номером 10, в которой сотрудники ведомства просят аудиторские компании сообщить им наименования компаний-клиентов, а также сообщить о фактах сдачи уточненных расчетов по налогам и сборам предприятиями, указав причину исправлений.

В аудиторской палате Санкт-Петербурга заявили, что им известно как минимум о пяти таких случаях. Аналогичные запросы в аудиторские компании были направлены местными управлениями ФНС по Белгородской области и Хабаровскому краю.

Стоит отметить, что налоговики свои требования могут подкрепить действием. В пример можно привести иск ФНС к аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, которую в декабре ведомство фактически обвинило в содействии "ЮКОСу" в уклонении от уплаты налогов в 2002 году на сумму в 100 миллиардов рублей. Разбирательство по иску продолжается в Арбитражном суде Москвы. Налоговики утверждают, что аудитор обязан был сообщить в Росфинмониторинг о незаконных операциях, выявленных ими в "ЮКОСе".

Кроме того, 9 марта в офисе компании прошли обыски, а следственный комитет МВД заявил о существовании уголовного дела уже в отношении руководителей компании PricewaterhouseCoopers по факту уклонения от уплаты налогов.

Без права на надзор

Участники рынка восприняли предложение ЦБ "в штыки", заявив, что банки, не уверенные в конфиденциальности переданной аудитору информации, просто не будут раскрывать перед ним свои проблемы, а предлагаемые поправки вызовут резкий рост теневого аудита. Кроме того, следствием инициативы ЦБ станет резкое увеличение количества проверок банкиров и аудиторов со стороны регуляторов.

Аудиторы уже неоднократно заявляли, что Центробанк, впрочем, как и ФНС, намерен таким образом переложить свою работу на других. Дело в том, что аудиторские компании вправе запросить у банка любые документы, необходимые для подтверждения отчетности. Однако сотрудничество с госорганами не согласуется с законодательством и международным опытом: по закону "Об аудиторской деятельности", аудитор обязан подтверждать достоверность отчетности банка, а не выполнять функцию надзора.

Стоит отметить, что Центробанк в ближайшее время может остаться вообще без права осуществлять надзор за банками. В феврале 2007 года Генпрокуратура провела проверку деятельности Центробанка после того, как были опубликованы три письма бывшего главы "ВИП-банка" Алексея Френкеля. Банкир обвинил чиновников ЦБ в коррупции, выводе денежных средств за рубеж, непоследовательности при принятии банков в Систему страхования вкладов.

После того, как Генпрокуратура закончила проверку ЦБ РФ, в Госдуме состоялись слушания, на которых депутаты подвергли резкой критике руководство Банка России, предложив лишить Банк России надзорных функций и передать их Росфинмониторингу. В ЦБ РФ заявляют, что при выведении надзора из Банка России, имеющего высококвалифицированный персонал, неминуемо произойдет его ослабление.

Впрочем, те ведомства, которые подхватят эстафетную палочку, выпавшую из рук Центробанка, все равно отдохнуть аудиторам не дадут. Многие участники рынка полагают, что в действиях Банка России и ФНС видна общая стратегия ужесточения контроля за аудиторами со стороны государства.

< Назад в рубрику